Парламент реформ или стагнации. Анализ собрания новой Верховной Рады VIII созыва

 26 октября 2014 г. состоялись выборы в Верховную Раду Украины. Эти выборы прошли в сложных условиях. В АР Крым и Севастополе они не состоялись, ограниченным было голосование в Донецкой и Луганской областях, которые при всем этом продемонстрировали свою традиционную приверженность консервативным силам, поддержав бывших регионалов в лице «Оппозиционного блока».

 

Политическая карта украинского парламента.

 

Каким будет повестка дня нового парламент восьмого созыва? Для этого мы обратимся сначала к статистике. Выборы продемонстрировали весьма низкую явку в ряде регионов Украины. Явка на парламентских выборах составила 52,42%, что ниже аналогичного показателя на выборах главы государства, которые состоялись в мае текущего года.

 

Если брать результат по регионам, то наименьшую явку продемонстрировали восточные области и Юг Украины (здесь на избирательные участки пришло в пределах трети-половины избирателей). С другой стороны на Западной Украине была зафиксирована явка в пределах 60-70%, за исключением Закарпатской области, где на выборы пришло 44,68% избирателей.

 

 

Это демонстрирует определенную усталость от политики, неверие в способность нового парламента к переменам. Несмотря на лозунг «жить по-новому» кандидаты в депутаты по мажоритарным округам в своем большинстве были уже хорошо знакомыми лицами. В частности в Одесской области почти все рейтинговые кандидаты в народные депутаты были из числа бывших регионалов, которые шли на выборы как самовыдвиженцы.

 

Сыграла свою роль и примитивная реклама, которая скорее отвращала, чем привлекала голосовать за того или иного кандидата/партию.

 

Однако выборы состоялись. И по их результатам политическое лидерство по-прежнему удерживают две партии – «президентская» (блок Петра Порошенко набрал 21.82%) и «премьерская» (Народный фронт – 22.14%). Они в основном и будут формировать большинство в Верховной Раде. К ним (идеологически) близки ВО «Батькивщина» (5.68%) и партия «Самопомощь» (10.97%), члены которой, в частности, были инициаторами создания пакета реанимационных реформ для Украины.

 

Двумя другими политическими силами, прошедшими в парламент являются радикальная партия Олега Ляшка (7.44%) и Оппозиционный блок (9.42%), взявший значительное количество голосов на востоке и юге Украины, но в целом не имеющий решающего влияния на формирование будущей коалиции реформ.

 

 

 

Остальные места в парламенте распределены между мажоритарщиками. Среди них подавляющее большинство – самовыдвиженцы (96 человек), а также представители блока Петра Порошенко (69 человек) и Народного фронта (18 человек). Несмотря на то, что большое количество самовыдвиженцев являются бывшими регионалами сомнений, что они будут голосовать в русле пропрезидентского блока, почти нет. Отсутствие в парламенте значительного количества депутатов от ВО «Свобода» (всего 6 депутатов прошедших по мажоритарным округам) также делает большинство в парламенте более сговорчивым. «Свободовцы» известны своим скептическим отношением к евроинтеграции и расхождениями в ряде принципиальных позиций с более умеренным большинством Верховной Рады.

 

Читайте также на «Информер»: Манипуляции в медиа-пространстве vs территориальная целостность Украины  

 

Партии, которые не прошли в парламент (Сильная Украина, Правый сектор, Заступ), сумели провести лишь единичных депутатов в мажоритарных округах. Однако, их число никоем образом не сможет повлиять на расстановку сил в парламенте.

 

В связи с невозможностью проведения выборов в двадцати семи избирательных округах общее количество депутатов составит не 450 человек, а 423.

 

Курс на реформы. Но какие реформы?

 

Выборы состоялись и признаны международным сообществом. По осторожному мнению части западных экспертов в Украине есть все предпосылки для формирования большинства в парламенте способного воплотить реформаторское устремление украинцев.

 

Положительно восприняли итоги выборов в украинский парламент и фондовые рынки. Они начали торги сразу же после выборов уверенным ростом индексов украинских акций. Индекс UX повысился на 1,13% – до 1128,33 пункта. Индекс ПФТС вырос на 0,42% – до 438,76 пункта. Сохранила свою позицию и национальная валюта на межбанковских торгах.

 

Однако эти положительные моменты нельзя рассматривать иначе как аванс для нового парламента, которому предстоит решить немало сложных вопросов, которые стоят перед страной.

 

Сейчас у президента Порошенко есть отличная возможность: у него есть несомненный мандат на проведение реформ, есть большинство в Раде, которая разделяет его видение Украины, которая движется в сторону Европы и теснее интегрируется с Европой. Я надеюсь, что он возьмется за эти проблемы немедленно, и не будет искать отговорок, – отметил посол США в Украине Джеффри Пайетт, комментируя результаты выборов.

 

Очевидно, что первоочередными в парламенте нового созыва будут рассмотрены те законопроекты, которые входят в пакет реанимационных реформ. Это реформы, связанные с перераспределением властных полномочий между центром и регионами (децентрализация, о которой много говорили перед выборами), люстрационный пакет законов и реформа судебной системы.

 

О том, что децентрализация станет одним из приоритетов на начальном этапе работы парламента, подтвердил лидер «Самопомощи», третьей по численности политической силы в новом парламенте, мэр Львова Андрей Садовый.

 

– Мы будем инициировать реформу децентрализации власти, что даст больше полномочий и прав органам местного самоуправления, – заявил он сразу же после оглашения результатов выборов.

 

В свою очередь один из спикеров пропрезидентской партии «блок Петра Порошенко» Юрий Луценко отметил, что обновленному украинскому парламенту следует сосредоточить свое внимание на борьбе с коррупцией и принятии законов об изменениях в налоговый кодекс.

 

Украинский рынок ждет от народных депутатов выполнения ряда условий. В частности создания коалиции готовой на радикальные реформы, срочного формирования правительства.

 

 

Читайте также на «Информер»: Наука в предвыборных программах политических партий

  

 

Проведение реформ усложняется тем, что времени для реформ есть не так много, а фактор продолжающейся агрессии со стороны Российской Федерации, оккупация ряда территорий востока Украины, аннексия Крыма провоцирует углубление экономического кризиса внутри Украины.

 

По общему мнению экспертов первоочередной задачей нового парламента станет принятие бюджета Украины. По мнению главы правления Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского бюджет на следующий год запланирован с дефицитом в пределах 4%.

 

Как считают некоторые эксперты, затягивание с принятием и реализацией пакета реформ может привести к дальнейшей дестабилизации в политической сфере и углублению кризиса в сфере экономики, что приведет к неизбежному падению рейтинга правящей коалиции, росту социальной напряженности и возможно, даже третьему майдану.

 

По мнению Джуди Демпси, главного редактора издания «Strategic Europe» реформы в Украине должны начаться с реформы государственного управления.

 

Отчеты, опубликованные Европейским банком реконструкции и развития, которые используются для определения уровня привлекательности инвестиций, подробно объясняют, что весь государственный аппарат является дисфункциональным.

 

Эксперт подчеркивает, что в данном случае речь идет скорее о возможности строить новую систему, чем реанимировать старую, которая функционировала на протяжении 23 лет.

 

– Команда Порошенко сталкивается с огромной проблемой восстановления с нуля всех украинских институтов. Для этого президенту нужны хорошо оплачиваемые государственные служащие и эксперты, которые свободны от коррупционных отношений, установленных в стране олигархов. Это тот случай, где финансовая помощь ЕС может обеспечить строительство и новой и «чистой» гражданской службы в Украине, – считает Джуди Демпси.

 

Что касается блока евроинтеграционных законов, то их принятие будет весьма простым по числу депутатов, которые декларируют приверженность европейскому выбору, однако их конкретное воплощение будет едва ли таким легким как декларации. В этом смысле европейские эксперты выступают со сдержанным оптимизмом, признавая, что перед Украиной стоят серьезные проблемы в этой сфере.

 

Евроинтеграционные устремления Украины нелегко перевести в конкретные политические решения, и нет никаких оснований полагать, что этот процесс будет более простым в ближайшие месяцы и годы, чем в прошлом, – считает внештатный политический эксперт Института Карнеги Гвиндолин Сассэ.

 

Какой будет коалиция: официальные заявления и мнения экспертов.

 

Эксперты считают, что процесс формирования коалиции будет ускорен, так как в Раду прошли единомышленники, силы, которые выступили против режима Виктора Януковича год назад. Не исключено, что будут определенные трения, связанные с разделением портфелей, однако кандидатура премьер-министра вряд ли сменится. Арсений Яценюк устраивает большинство сторон, в том числе и западных партнеров.

 

Что касается официальных заявлений, то, президент Украины Петр Порошенко заявил о заинтересованности в коалиции из 300 голосов. Правда, он умалчивает о кандидатуре премьер-министра.

 

– На сегодняшний день я бы хотел, чтобы мы в парламенте предлагали новые традиции, – лаконично заявил глава государства.

 

Петр Порошенко заявил, что «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» должны могут быть вместе в новом парламенте. В принцип коалиция будет формироваться и за счет иных политических сил, которые прошли в парламент, за исключением разве что «Оппозиционного блока».

 

Первостепенной задачей парламента президент видит фундаментальные изменения Конституции, в том числе относительно децентрализации, что совпадает с устремлениями радикальных реформаторов из «Самопомощи».

 

– Я надеюсь, десять дней, которые закон отводит для окончательного объявления результатов парламентских выборов, достаточно для того, чтобы завершить все переговоры и относительно формирования правительства, и относительно формирования руководящих органов парламента, – заявил президент Украины.

 

Шведский политический эксперт по странам Восточной Европы Андерс Аслунд в своем блоге на Интернет-ресурсе Института международной экономики им. Питерсона высказывает предположение, что будет сформирована широкая коалиция с участием четырех сил – «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта», «Самопомощи» и «Батькивщины». По его  мнению принципиальных разногласий между двумя крупнейшими политическими силами, представленными в парламенте, не существует.

 

Читайте также на «Информер»: Балтийский опыт реализации европейских реформ в экономике и IT-сфере. Актуальный пример для Украины   

 

По подсчетам Андерса Аслунда, коалиция может насчитывать 258 депутатов, а вместе с независимыми депутатами может достичь 300 голосов, т.е. того большинства, которое необходимо для внесения изменений в Конституцию Украины.

 

Такого же мнения придерживается политический эксперт Института Карнеги Гвиндолин Сассэ.

 

Переговоры о создании коалиции могут связать все избранные партии, кроме «Оппозиционного блока», – уверена она. Однако едва ли не больший интерес представляет то, каким образом будут себя позиционировать в новом парламенте т.н. «независимые» кандидаты, в большинстве своем бывшие члены партии регионов.

 

– Среди независимых кандидатов, есть те, кто пытается «изменить себя»; что характерно, подавляющее большинство из них избегали официальной ассоциации с «Оппозиционным блоком». В эту группу (самовыдвиженцев – С.К.) также входят элиты, чей политический профиль станет ясен в ближайшие месяцы – уверена Гвиндолин Сассэ.

 

Стоит отметить, что в нынешнем парламенте самое большое количество самовыдвиженцев после выборов начала 1990-х годов, что может явиться причиной для определенной нестабильности в украинском парламенте. Кроме того угрозу стабильности в новом парламенте западные эксперты усматривают и в депутатах из «военных или военизированных формирований и экстремистских групп».

 

Заключение.

 

Украинский парламент избран, и хотя в усеченном виде, но он готов приступить к своим обязанностям. Как мы видим, из приведенных экспертных мнений почти нет опасений, что коалиция для достижения 300 голосов не будет сформирована. При её формировании будут объединены силы со схожими взглядами на внешне- и внутриполитические процессы. При этом за пределами большинства, очевидно, останется лишь «Оппозиционный блок» и незначительная часть депутатов-мажоритарщиков избранных как самовыдвиженцы.

 

Необходимость реформ признана всеми сторонами политического процесса, карт-бланш на реформы дало и общественное мнение, голосуя за политические силы, которые во главу угла поставили ряд важных реформ во всех сферах жизнедеятельности государства.

 

При этом первостепенными для нового парламента будут реформы в системе самоуправления (политической и экономической децентрализации), налоговой сфере, а также комплекс мер связанных с люстрацией и борьбы с коррупцией, а также блок реформ связанных с евроинтеграционными процессами.

 

Станислав Кинка