Внеблоковый статус Украины долгое время был козырем украинских политиков на внешнеполитической арене. Статус Украины, как государства, добровольно отказавшегося от ядерного оружия, не состоящего в военно-политических блоках, гарантии ведущих держав мира, казалось бы, давали все причины считать этот выбор правильным. Дискуссии о возможном вступлении в НАТО стало одним из жупелов, который использовали ряд политических сил в своей политической борьбе.
После прихода новой власти и свержения режима Януковича, на повестке дня опять появилась тема как можно скорейшей европейской интеграции и вступлении в НАТО.
В настоящее время большая часть украинского политического поля настроена положительно по отношению к вступлению Украины в НАТО, видя в данном шаге хоть и частичные, но гарантии от прямой военной экспансии России, хотя далеко не всё зависит исключительно от Украины.
Общественное мнение также настроено в целом положительно к такому шагу. По данным социологического исследования, которые было проведено перед выборами народных депутатов, 52% опрошенных готовы поддержать вступление Украины в НАТО, в случае если этот вопрос будет вынесен на референдум.
Для того чтобы стать полноправным членом Североатлантического альянса стране-кандидату надо выполнить немало условий, в том числе военного и экономического характера. С другой стороны, решение относительно членства Украины в НАТО является в первую очередь политическим. Поэтому немаловажным является и четкая политика руководства страны, которое отдает себе отчет, что только лишь имитация стремления к реформам вооруженных сил не приведет ни к чему хорошему.
Условия для вступления в НАТО.
Как и при вступлении в ЕС, страны-кандидаты в члены НАТО должны отвечать ряду критериев. Они перечислены в основном документе, который называется «Североатлантический договор» и был принят в 1949 году при образовании военно-политического альянса. Согласно десятой статье «Североатлантического договора» устанавливает следующий порядок присоединения к военно-политической организации и определяется ряд требований к государству-кандидату.
Государство-кандидат должно быть европейским, должно быть способно развивать принципы Североатлантического договора и должно вносить вклад в безопасность Североатлантического региона. Присоединение такого государства, возможно, только после того, как все государства-члены НАТО по общему согласию сделают предложение этому государству-кандидату о вступлении в организацию.
В то же самое время ЕС уделяет особое внимание отношениям с Альянсом. Основные положения зафиксированы в Ст. 17 «Договора о Европейском Союзе» указано, что «политика ЕС, проводимая в соответствии с данной статьей, не должна наносить ущерб особому характеру политики в области безопасности и обороны, проводимой отдельными государствами-членами, и должна уважать обязательства отдельных государств-членов, которые обеспечивают их общую оборону путем участия в Организации Североатлантического договора (НАТО), в соответствии с Североатлантическим договором, и рассматривают ее как совместимую с общей политикой безопасности и обороны, учрежденной в этих рамках».
Что касается наличия неразрешенных конфликтов на территории страны-кандидата или же территориальных споров к третьим государствам, то это не является официальным основанием для отказа в членстве. Правда велика вероятность, что один из двадцати восьми членов Альянса почитает, что наличие у страны-кандидата такого рода несоответствий может привести к конфронтации НАТО с другими странами. В таком случае может быть применено право вето. Данная ситуация актуализируется в связи с неопределенным статусом Крыма и фактической не подконтрольностью части территории Донецкой и Луганской областей.
Читайте также на «Информер»: Парламент реформ или стагнации. Анализ собрания новой Верховной Рады VIII созыва
Несмотря на определенное проукраинское лобби в стане военно-политического блока позиция большинства стран-членов Альянса, по мнению экспертов, будет осторожной.
– Большинство стран-членов альянса и раньше не хотели брать на себя обязательства, которые могли бы привести к их прямому столкновению с Россией. Теперь же их опасения лишь увеличились, – считает политический эксперт Федор Лукьянов.
С ним солидарен председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко:
– В сегодняшних условиях альянс явно воздержался бы от расширения за счет Украины – страны, которая находится в состоянии военного конфликта со своим восточным соседом, – считает эксперт.
В целом же до 2019 года украинская сторона должна перейти на стандарты НАТО (STANAG), которых уже принято более тысячи. К натовским нормам должны будут привести и структуру генерального штаба Вооруженных сил Украины, а также систему военного образования.
Современное состояние вооруженных сил Украины.
Уже несколько месяцев продолжающаяся активная фаза военных действий на Донбассе демонстрирует неспособность украинских вооруженных сил решить эту проблему с военной точки зрения.
По мнению одного из украинских политиков с военным прошлым, лидера политической партии «Гражданская позиция», Анатолия Гриценко это связано с тем, что высшее армейское руководство некомпетентно и использует вооруженные силы, не считаясь с законами ведения боевых действий. Он утверждает, что используются лишь отдельные части (взводы, роты, батальоны, сводные подразделения) вместо главной единицы – бригады. По мнению политика трех-четырех механизированных бригад и одной танковой хватило бы для решения проблемы военным путем.
Несмотря на непростое положение в государстве, по словам Владимира Горбулина, директора Национального института стратегических исследований, в Вооруженных силах Украины проходит ряд важных процессов основанных на разработке новой государственной программы развития украинской армии. Также готовится новая редакция военной доктрины – главный программный документ, согласно которому Вооруженные силы будут развиваться в среднесрочной перспективе.
Предполагается и увеличение финансирование военного ведомства. По словам главы финансового отдела министерства обороны Украины, Ивана Марко общее финансирование украинской армии в следующем году составит 47 млрд. гривен, что почти в два раза больше, чем в этом году.
На что будут потрачены эти средства? По мнению главы консалтинговой компании «Defense Express» Сергея Згуреца наиболее важным является дотирование разведки и систем связи.
Кроме того важный фактор – помощь НАТО без формального членства в этой организации. По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, через специально созданные фонды будет проведено финансирование «реформирования и модернизации украинской армии в четырех секторах: логистике, командовании и контроле, киберобороне, военной медицине». Создание пятого фонда обусловлено необходимость реабилитации раненых военнослужащих украинской армии.
Читайте также на «Информер»: Межнациональная политика в Одесской области
Таким образом, современное состояние украинских вооруженных сил является в значительной степени результатом пренебрежительного отношения к ним со стороны украинских властей. Реформы вооруженных сил связаны с необходимостью выйти на уровень критериев, которые едины для всех стран-членов НАТО. Помощь Альянса для украинской армии
Мнения экспертов относительно возможности вступления Украины в НАТО.
Пронатовская риторика украинских властей с момента победы майдана никого не удивляет, скорее это выражение электоральных чаяний значительного количества людей, которые образуют ядерный электорат «Народного фронта», в меньшей степени и «Блока Петра Порошенко».
Исходя из этого, президент Украины Петр Порошенко 30 ноября заявил, что «сейчас не надо делать никаких заявлений относительно вступления в НАТО». В свою очередь он считает, что «сначала нужно реформировать Украину и привести ее к стандартам Альянса». Таким образом, даже на высшем уровне государственной власти вступление Украины в НАТО рассматривается как долгий процесс, прежде всего внутренних реформ, который может завершиться формальным вступлением в организацию Североатлантического альянса.
По мнению политолога Алексея Красноперова, Вооруженные силы Украины на современном этапе не соответствует требованиям НАТО
– Рада проголосует за законопроект, президент его одобрит и, возможно, подаст заявку на вступление в НАТО. Но рассматривать ее будут бесконечно долго, потому что украинские вооруженные силы не соответствуют критериям альянса, – считает эксперт.
Военный эксперт Антон Михненко считает, что успешное реформирование украинской армии и приближение её к стандартам НАТО возможно при выполнении трех условий:
– Первое – это желание руководства страны действительно реализовывать процесс модернизации Вооруженных сил Украины. Второе – наличие средств, которые необходимы для реформы. Третье – это чтобы наша промышленность, возможно, в кооперации с западной, действительно работала на Вооруженные силы, – считает Антон Михненко.
Только после этого возможна подача заявки на вступление во внешнеполитический альянс, который возник в 1949 году в качестве противовеса западного мира коммунистическому блоку, который через некоторое время оформился в государства Варшавского Договора.
Процесс реформы вооруженных сил – путь долгий и затратный. Пример украинских соседей (Польша, например), показывается, что даже 15-летний процесс по переформированию вооруженных сил может быть недостаточным для достижения всех стандартов НАТО. Хотя, той же Польше то не помешало в 1999 году стать членом НАТО.
«Это добровольный процесс. Не все союзники выполняют все стандартизированные соглашения», – разъясняет ситуацию Дилан Уайт, представитель Североатлантического альянса. Однако при этом он подчеркивает, что «имплементация всех стандартов НАТО не является формальным требованием для членства в НАТО, страны-кандидаты оцениваются по их силам способным взаимодействовать с силами НАТО».
Следовательно, для Украины вступление в НАТО лежит через длительный путь по реформированию вооруженных сил, приведение их в соответствии с требованиями военно-политического блока. При этом контакты НАТО и Украины будут развиваться по целому ряду направлений, связанных с участием западных специалистов в переоснащении Вооруженных сил Украины. Единственное, что пока точно ясно – это твердая убежденность руководства Украины в правильности курса на членство в НАТО, что уже немаловажно в сравнении и имитацией реформ предыдущими руководителями государства.