Российская военная агрессия и информационная война против Украины: способы эффективного противостояния

События, которые разворачиваются вокруг ситуации, которая происходит в Украине с большой степенью уверенности можно назвать информационной войной Российской Федерации против Украины.


По определению Томаса Роны информационная война характеризуется увеличением объема собственной информации, затруднением для противника доступа к правдивой информации, размещением в информационных потоках противника кажущейся достоверной, но фальшивой информации. Это определение со стороны того, кто эту войну ведет.


С другой стороны общепринятым определением информационной войны является «воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации».


Истоки информационных войн лежат в середине XIX века. Во время Крымской кампании англичане первыми стали использовать масштабную кампанию по дезинформации и распространению неправдивых сведений через масс-медиа. Однако с развитием телекоммуникационных технологий информационная война стала напоминать те контуры, которые мы видим в настоящее время.

 

Методы воздействия на зрителя/читателя.


Методы воздействия можно поделить на два типа: воздействие непосредственно на человека и его систему ценностей и на информационные системы путем атаки на них, изменения и/или внедрения инородного контента.


В свою очередь современный информационный конфликт американский исследователь Дж. Аркилла разделяет на два вариант: кибервойна и сетевая война, характеризуя их по степени интенсивности.


– Кибервойна – это конфликты высокой и средней интенсивности, а сетевая война – конфликты низкой интенсивности и операции, отличные от войны. В последней не применяются иерархические формы организации, стратегии и коммуникации. Сетевая война полностью меняет суть угроз, роли и миссии, – считает Дж. Аркилла.


Основным методом ведения информационной войны является вброс значительного количества дезинформации или представление информации в выгодном для себя свете. Подобный метод позволяет изменить оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие.


Для того чтобы информация дошла до адресата используется её многократное повторение, применение как можно более большего количества ретрансляторов (каналов ТВ, Интернет-ресурсов, печатных изданий и т.д.), апелляция к авторитету (использование в ТВ сюжетах «экспертов», узнаваемых лиц из сферы культуры, науки и шоу-бизнеса, религиозных иерархов).


Чтобы люди что-то запомнили, им надо двадцать раз повторить идею. Простыми словами. А какие слова повторяются навязчиво. Например, Правый Сектор. Те, кто смотрел российские передачи, думают, что это самая могучая сила в Украине. А на выборах Ярош получает меньше 1 % голосов. Но по российскому ТВ делают сюжет, что он лидирует на выборах президента. Какова цель такого сюжета? Чтобы породить слухи. Главное тут, сделать вброс, а круги по воде пройдут сами. Еще пример. На Первом канале говорят, что американская разведка выяснила, что малазийский Боинг сбили украинские войска, – говорит одесский психиатр и блоггер Борис Херсонский.


Информационная война, как правило, направлена или на формирование образа врага, или на его в закрепление в сознании общества. Что касается ситуации с российским информационным воздействием на граждан Украины, то здесь можно увидеть классические приемы формирования образа врага на очень действенных и узнаваемых символах: обвинение оппонентов в «фашизме», «нацизме», использовании заведомо ложных фактов, чтобы возбудить ненависть к украинцам.


Говоря об образе врага, надо вспомнить народные драмы, где есть два врага. Страшный –  большой, и второй – маленький, тот, которому можно легко дать щелчка по носу. Большой враг, в российском случае, – это США, а маленьким, к нашему сожалению, стала Украина. Часто в России, характеризуя Украину, умышленно путают понятия. Так, после победы Майдана говорили, что к власти пришла хунта, хотя смысл этого понятия диаметрально противоположен украинским событиям. Но, после сотен повторений, неграмотный народ подхватывает это словечко. Или, говорят, что мы – нацисты. Разубеждать таких людей бессмысленно. Не надо и оправдываться. Лучше избегайте с такими людьми разговаривать на политические темы, – говорит одесский психиатр Борис Херсонский.

 

Борьба в условиях информационной войны: как противодействовать манипуляции.


В качестве основных методов борьбы с информационным воздействием, которое ведут российские СМИ и спецслужбы стоит отталкиваться от того, что лучше всегда иметь несколько, а не один источник информации, подвергать его критике со стороны здравого смысла и пытаться выйти на «тотальность», т.е. попытаться взглянуть на ситуацию со стороны.


Также, по мнению одесского специалиста по массовым коммуникациям и журналистике Елены Ивановой не стоит стремиться к максимально возможному потреблению информации, т.к. это может привезти к информационным перегрузкам.


Больше информации равно меньше информации. Не стоит пытаться охватить весь объем информации, все равно ее многократно больше, чем способен «переварить» человек. В случае обилия информации возникает информационная перегрузка, которая чревата серьезными нарушениями в организме человека. Важно делать паузы в потреблении информации, дать информации «отстояться». Не стоит погружаться в детали, часто они только отвлекают, создавая информационный шум, однако составление картины по заголовкам также обманчиво, – подчеркивает Елена Иванова.

 


 


Для того чтобы противостоять российской информационной войне против Украины в марте 2014 года возник проект «Stop Fake». Инициаторами создания этой инициативы стали выпускники и студенты Могилянской школы журналистики и программы для журналистов и редакторов Digital Future of Jurnalism.


По словам основателей «основной целью сообщества является проверка и опровержение искаженной информации и пропаганды о происходящем в Украине, которая распространяется в СМИ».


В настоящее время данная платформа ежедневно опровергает российские сюжеты, которые наполнены неправдивой и откровенно лживой информацией, которая подпадает под действие ряда статей Уголовного Кодекса: разжигание межнациональной ненависти, клевета и ряд других. Кроме того на сайте есть краткий ликбез как опознать фото- видео- и текстовый фейк российских информационных агентств и спецслужб.


Разумеется, что борьба с информационной экспансией со стороны России должна вестись путем контрпропаганды, для этого ещё весной были предприняты превентивные меры. Они сводились к выведению из сетки вещания ряда российских телеканалов, что далеко не всегда выполняли компании, которые ретранслировали данные каналы по своей кабельной сети. Однако, несовершенство законодательства, отсутствие значительного количества экспертов, которые бы могли качественно проанализировать продукцию российских телеканалов, делает этот процесс значительно сложнее и длительнее.


Что касается информации, распространяемой в интернете. Здесь скорее задача не для Министерства информации, а для правоохранительных органов. Опять-таки, основная проблема – отсутствие достаточного количества экспертов в этой области, которые помогли бы этот вопрос решить, – считает председатель правления Восточноевропейского института проблем медиа, Ольга Большакова.