Перспективы вступления Украины в НАТО и реформы украинских вооруженных сил

Внеблоковый статус Украины долгое время был козырем украинских политиков на внешнеполитической арене. Статус Украины, как государства, добровольно отказавшегося от ядерного оружия, не состоящего в военно-политических блоках, гарантии ведущих держав мира, казалось бы, давали все причины считать этот выбор правильным. Дискуссии о возможном вступлении в НАТО стало одним из жупелов, который использовали ряд политических сил в своей политической борьбе.

 


После прихода новой власти и свержения режима Януковича, на повестке дня опять появилась тема как можно скорейшей европейской интеграции и вступлении в НАТО.


В настоящее время большая часть украинского политического поля настроена положительно по отношению к вступлению Украины в НАТО, видя в данном шаге хоть и частичные, но гарантии от прямой военной экспансии России, хотя далеко не всё зависит исключительно от Украины.


Общественное мнение также настроено в целом положительно к такому шагу. По данным социологического исследования, которые было проведено перед выборами народных депутатов, 52% опрошенных готовы поддержать вступление Украины в НАТО, в случае если этот вопрос будет вынесен на референдум.


Для того чтобы стать полноправным членом Североатлантического альянса стране-кандидату надо выполнить немало условий, в том числе военного и экономического характера. С другой стороны, решение относительно членства Украины в НАТО является в первую очередь политическим. Поэтому немаловажным является и четкая политика руководства страны, которое отдает себе отчет, что только лишь имитация стремления к реформам вооруженных сил не приведет ни к чему хорошему.

 

Условия для вступления в НАТО.


Как и при вступлении в ЕС, страны-кандидаты в члены НАТО должны отвечать ряду критериев. Они перечислены в основном документе, который называется «Североатлантический договор» и был принят в 1949 году при образовании военно-политического альянса. Согласно десятой статье «Североатлантического договора» устанавливает следующий порядок присоединения к военно-политической организации и определяется ряд требований к государству-кандидату.

 

Государство-кандидат должно быть европейским, должно быть способно развивать принципы Североатлантического договора и должно вносить вклад в безопасность Североатлантического региона. Присоединение такого государства, возможно, только после того, как все государства-члены НАТО по общему согласию сделают предложение этому государству-кандидату о вступлении в организацию.


В то же самое время ЕС уделяет особое внимание отношениям с Альянсом. Основные положения зафиксированы в Ст. 17 «Договора о Европейском Союзе» указано, что «политика ЕС, проводимая в соответствии с данной статьей, не должна наносить ущерб особому характеру политики в области безопасности и обороны, проводимой отдельными государствами-членами, и должна уважать обязательства отдельных государств-членов, которые обеспечивают их общую оборону путем участия в Организации Североатлантического договора (НАТО), в соответствии с Североатлантическим договором, и рассматривают ее как совместимую с общей политикой безопасности и обороны, учрежденной в этих рамках».


Что касается наличия неразрешенных конфликтов на территории страны-кандидата или же территориальных споров к третьим государствам, то это не является официальным основанием для отказа в членстве. Правда велика вероятность, что один из двадцати восьми членов Альянса почитает, что наличие у страны-кандидата такого рода несоответствий может привести к конфронтации НАТО с другими странами. В таком случае может быть применено право вето. Данная ситуация актуализируется в связи с неопределенным статусом Крыма и фактической не подконтрольностью части территории Донецкой и Луганской областей.

 

Читайте также на «Информер»: Парламент реформ или стагнации. Анализ собрания новой Верховной Рады VIII созыва


Несмотря на определенное проукраинское лобби в стане военно-политического блока позиция большинства стран-членов Альянса, по мнению экспертов, будет осторожной.


Большинство стран-членов альянса и раньше не хотели брать на себя обязательства, которые могли бы привести к их прямому столкновению с Россией. Теперь же их опасения лишь увеличились, – считает политический эксперт Федор Лукьянов.


С ним солидарен председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко:


В сегодняшних условиях альянс явно воздержался бы от расширения за счет Украины – страны, которая находится в состоянии военного конфликта со своим восточным соседом, – считает эксперт.


В целом же до 2019 года украинская сторона должна перейти на стандарты НАТО (STANAG), которых уже принято более тысячи. К натовским нормам должны будут привести и структуру генерального штаба Вооруженных сил Украины, а также систему военного образования.

 

Современное состояние вооруженных сил Украины.


Уже несколько месяцев продолжающаяся активная фаза военных действий на Донбассе демонстрирует неспособность украинских вооруженных сил решить эту проблему с военной точки зрения.

 


По мнению одного из украинских политиков с военным прошлым, лидера политической партии «Гражданская позиция», Анатолия Гриценко это связано с тем, что высшее армейское руководство некомпетентно и использует вооруженные силы, не считаясь с законами ведения боевых действий. Он утверждает, что используются лишь отдельные части (взводы, роты, батальоны, сводные подразделения) вместо главной единицы – бригады. По мнению политика трех-четырех механизированных бригад и одной танковой хватило бы для решения проблемы военным путем.


Несмотря на непростое положение в государстве, по словам Владимира Горбулина, директора Национального института стратегических исследований, в Вооруженных силах Украины проходит ряд важных процессов основанных на разработке новой государственной программы развития украинской армии. Также готовится новая редакция военной доктрины – главный программный документ, согласно которому Вооруженные силы будут развиваться в среднесрочной перспективе.


Предполагается и увеличение финансирование военного ведомства. По словам главы финансового отдела министерства обороны Украины, Ивана Марко общее финансирование украинской армии в следующем году составит 47 млрд. гривен, что почти в два раза больше, чем в этом году.


На что будут потрачены эти средства? По мнению главы консалтинговой компании «Defense Express» Сергея Згуреца наиболее важным является дотирование разведки и систем связи.


Кроме того важный фактор – помощь НАТО без формального членства в этой организации. По словам генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, через специально созданные фонды будет проведено финансирование «реформирования и модернизации украинской армии в четырех секторах: логистике, командовании и контроле, киберобороне, военной медицине». Создание пятого фонда обусловлено необходимость реабилитации раненых военнослужащих украинской армии.

 

Читайте также на «Информер»Межнациональная политика в Одесской области


Таким образом, современное состояние украинских вооруженных сил является в значительной степени результатом пренебрежительного отношения к ним со стороны украинских властей. Реформы вооруженных сил связаны с необходимостью выйти на уровень критериев, которые едины для всех стран-членов НАТО. Помощь Альянса для украинской армии

 

Мнения экспертов относительно возможности вступления Украины в НАТО.


Пронатовская риторика украинских властей с момента победы майдана никого не удивляет, скорее это выражение электоральных чаяний значительного количества людей, которые образуют ядерный электорат «Народного фронта», в меньшей степени и «Блока Петра Порошенко».


Исходя из этого, президент Украины Петр Порошенко 30 ноября заявил, что «сейчас не надо делать никаких заявлений относительно вступления в НАТО». В свою очередь он считает, что «сначала нужно реформировать Украину и привести ее к стандартам Альянса». Таким образом, даже на высшем уровне государственной власти вступление Украины в НАТО рассматривается как долгий процесс, прежде всего внутренних реформ, который может завершиться формальным вступлением в организацию Североатлантического альянса.


По мнению политолога Алексея Красноперова, Вооруженные силы Украины на современном этапе не соответствует требованиям НАТО


Рада проголосует за законопроект, президент его одобрит и, возможно, подаст заявку на вступление в НАТО. Но рассматривать ее будут бесконечно долго, потому что украинские вооруженные силы не соответствуют критериям альянса, – считает эксперт.


Военный эксперт Антон Михненко считает, что успешное реформирование украинской армии и приближение её к стандартам НАТО возможно при выполнении трех условий:


Первое – это желание руководства страны действительно реализовывать процесс модернизации Вооруженных сил Украины. Второе – наличие средств, которые необходимы для реформы. Третье – это чтобы наша промышленность, возможно, в кооперации с западной, действительно работала на Вооруженные силы, – считает Антон Михненко.


Только после этого возможна подача заявки на вступление во внешнеполитический альянс, который возник в 1949 году в качестве противовеса западного мира коммунистическому блоку, который через некоторое время оформился в государства Варшавского Договора.


Процесс реформы вооруженных сил – путь долгий и затратный. Пример украинских соседей (Польша, например), показывается, что даже 15-летний процесс по переформированию вооруженных сил может быть недостаточным для достижения всех стандартов НАТО. Хотя, той же Польше то не помешало в 1999 году стать членом НАТО.


«Это добровольный процесс. Не все союзники выполняют все стандартизированные соглашения», – разъясняет ситуацию Дилан Уайт, представитель Североатлантического альянса. Однако при этом он подчеркивает, что «имплементация всех стандартов НАТО не является формальным требованием для членства в НАТО, страны-кандидаты оцениваются по их силам способным взаимодействовать с силами НАТО».


 

Следовательно, для Украины вступление в НАТО лежит через длительный путь по реформированию вооруженных сил, приведение их в соответствии с требованиями военно-политического блока. При этом контакты НАТО и Украины будут развиваться по целому ряду направлений, связанных с участием западных специалистов в переоснащении Вооруженных сил Украины. Единственное, что пока точно ясно – это твердая убежденность руководства Украины в правильности курса на членство в НАТО, что уже немаловажно в сравнении и имитацией реформ предыдущими руководителями государства.