Практически половина материалов в одесских СМИ – заказные. Итоги мониторинга

Светлана Еременко, медиа-эксперт, руководитель проекта по мониторингу региональных СМИ, исполнительный директор Института демократии имени Орлика, рассказала на брифинге о проблеме заказных материалов в одесских СМИ. 

 

С весны украинцы вынуждены противостоять российской пропаганде в информационной войне. С другой стороны многие украинские СМИ, не сумев правильно оценить ситуацию, либо же сознательно, внесли и свое негативное влияние на ситуацию на Донбассе и в Крыму. Сейчас эксперты проводят мониторинг региональных медиа в 6 регионах Украины на протяжении 3 лет. Анализ, который был сделан в сентябре-октябре, показал, что ситуация в региональных медиа катастрофическая.

 

Раньше каждый 5-й матариал в них имел признаки заказного. Теперь этот показатель составляет от 30 % до 60 %, причем эти цифры относятся в первую очередь к коммунальным и государственным СМИ. Параллельно с этим отмечено снижение уровня журналистики. Так, часто вместо статей журналисты дают пресс-релизы, дополняя их фотографиями.

 

Часто большая часть конетнта состоит из сплошных отчетов с официальных мероприятий и заседаний. Читатели отвечают на это отсутствием доверия, перестают покупать газеты и читать интернет-ресурсы. СМИ из-за этого вынуждены еще больше занимаются «джинсою». Сейчас средний процент «джинсы» в региональных медиа увеличился в среднем до 40 процентов в печатных изданиях, и до 30% на сайтах. В двух черновецких изданиях – «Свобода слова» и «Час» зафиксирован рекордный уровень заказных материалов – до 90%. Во львовских медиа, традиционно менее всего подверженных болезни «джинсы» ее уровень вырос с 5% до 17%. Особенно ухудшилась ситуация на львовских сайтах. Что плохо, туда попали наиболее авторитетные из них: ZiK и «Захід.NET». Это опасная ситуация, особенно с учетом того, что в стране идет война.

 

Таким образом, газеты «джинсой» дезинформируют читателей, и, тем самым, играют на стороне оккупантов. В Харькове 2 газеты почти не давали материалы про войну. Писали про конкурсы красоты, рыболовов и уборку парков. И это в то время, возмущается Светлана Яременко, когда тысячи беженцев оставляют все, что у них есть и направляются в новые места проживания, а солдаты гибнут на фронте. В сентябре в одесских изданиях, которые мониторятся, было 30% материалов с признаками «джинсы», в октябре их стало 35% – 40%. Сайт «Таймер» вообще перепечатывает информацию с сепаратистских сайтов. В условиях войны ответственность журналистов возрастает.

 

Журналисты должны осознать свою роль и ответственность в это тяжелое время, какое сейчас переживает Украина. Наталия Стеблина, координатор проекта «Мониторинг публикаций в региональных печатных СМИ для оценки соблюдения стандартов журналистики» в Одессе, кандидат наук по социальным коммуникациям, рассказала, что 2 месяца эксперты мониторят печатные и электронные медиа Одессы. Количество заказных материалов выросло в октябре по сравнению с сентябрем. Хотя и до этого их число было большим. 32,4% в сентябре и 42, 5% в октябре. Больше всего «джинсы» выявили в измаильской газете «Курьер недели», одесских интернет-изданиях «Таймер», «Е95» и «Думская».

 

Такой рост эксперты связали с проходившей в этом месяце предвыборный кампанией в парламент. Материалы были как восхваляющие одного кандидата, так и те, что полностью направлены против другого. Также эксперты оценивали профессионализм написания материалов, и полноту представленных в них мнений.

 

Очень часто журналисты не дают другой позиции, просто перепечатывают пресс-релизы. Страдает и достоверность, часто материалы идут без всяких ссылок на источники и бэкграундов, которые необходимы для того, чтобы читатель мог делать правильные выводы. Отметили эксперты и достоинства одесской журналистики – оперативность и точность донесения информации.