Давно минули времена, когда женщины боролись за право голосовать, участвовать в принятии государственных решений и за равенство с мужчинами. В Украине есть законы, которые представляют права женщин, кроме того, она подписала ряд антидискриминационных документов. Но на деле с соблюдением прав женщин есть проблемы. Информер.od.ua разобрался, насколько женщины влияют на принятие государственных решений.
В отчете Мирового экономического форума «Глобальный гендерный разрыв» (Global Gender Gap Report) за 2014 год Украина заняла 56 место, отстав от Аргентины, Кубы, Беларуси и Болгарии. В Верховной Раде Украины женщины составляют всего 10%, среди министров – их 14%, хотя 54% населения Украины составляют именно женщины. То есть женское сообщество больше мужского, но его интересы во власти представлены меньше. И дело не в том, что женщины не рвутся в политику, а в том, что в Украине не принято соблюдать гендерное законодательство и гендерные права. И нужно сказать, что притесняют права женщин не только мужчины. Есть женщины-носители символического права. Они сами транслируют дискриминационные суждения, например, про недостаточные умственные способности женщины, чтобы управлять, про слабость характера и обязанность женщины быть исключительно хранительницей очага. Таким образом, они цементируют патриархальность общества.
По закону Украины «Про политический партии» (Статья 8), «размер квот, которые определяют минимальный уровень представительства женщин и мужчин в избирательном списке кандидатов в народные депутаты Украины от партий в общегосударственном округе, кандидатов в депутаты местных советов в многомандатных избирательных округах, должен составлять не менее 30 процентов от общего количества кандидатов в избирательном списке.
Это означает, что в списке каждой партии, которая участвует в избирательной гонке, должно быть не меньше 30% женщин. Перед парламентскими выборами 2014 года общественная организация «Центр жіночої перспективи» мониторила, сколько партий соблюдают это требование. По словам заместителя руководителя Марты Чумало, таких партий было лишь несколько. Перед тем, как партии сформировали избирательные списки, эксперты организации отправили им запрос, желая узнать, как они будут соблюдать эти требования. Почти никто не ответил.
Когда стало ясно, что партии проигнорировали требование законодательства, «Центр жіночої перспективи» написал в Центральную избирательную комиссию, чтобы узнать, каким вообще образом партии были допущены к избирательному процессу. «От ЦИК мы тоже получили отписку, что это переходный период, что у них еще нет инструментов, как это сделать. Никакими штрафами партии не обложили» – говорит Марта Чумало. По ее словам, основные законы для ЦИК – «Про выборы народных депутатов» и «Про выборы депутатов местных советов», где про квоты в списках речь не идет. Ведомство закрывает глаза на другие законы и соответственно не внедряет механизмов контроля и наказания за гендерное неравенство, что стимулирует партии не соблюдать это требование. «В мире эффективным инструментом являются штрафы. Можно наложить их и использовать деньги для борьбы с дискриминацией. Для партии – не проблема заплатить штраф, но проблема получить негативный имидж, что они нарушают законодательство или не знают его» – уверена Марта Чумало.
Теоретически женщина, которую не включили в избирательный список или она оказалась слишком далеко, может подать в суд на закононепослушную партию. Но практически никто из женщин не подает идет против своей партии, боясь утратить платформу для продвижения по политической лестнице.
В результате, из-за того, что партии не соблюдают требование по квоте, в действующем парламенте всего 10% женщин. Такой высокой планки Украина добилась впервые, но этого недостаточно. Например, в Финляндии в парламенте участвуют 43% женщин, в Исландии – 40%.
В местных советах ситуация не лучше. В Одесской областной администрации женщин – 12%, в Киевской – 13%, в Харьковской – 9%, в Днепропетровской – 17%, во Львовской – 5%. На носу выборы. Партии еще не опубликовали списки кандидатов, но, как только они это сделают, Информер.od.ua проанализирует их на предмет гендерного равенства.
Кроме закона «Про политический партии», в Украине есть закон «Про основы предотвращения и противодействия дискриминации в Украине». Статья 6 этого закона предусматривает, что «все лица, независимо от их определенных признаков, имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации». Также эта статья запрещает дискриминацию со стороны государственных органов, органов власти, юридических и физических лиц. Но на деле этот закон не работает, поскольку он не предусматривает конкретных наказаний за нарушение.
Еще есть закон «Про обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин». Статья 3 говорит, что одним из направлений государственной политики является обеспечение «равного участия женщин и мужчин в принятии общественно важных решений». Статья 6 запрещает дискриминацию по половому признаку. Но и в этом законе не проработаны механизмы наказания.
Кроме того, что в Украине не соблюдается законодательство, она нарушает ряд международных документов, под которыми сама же подписалась: Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Последняя обязала Украину применять действенные меры для обеспечения реального увеличения количества женщин на уровне принятия решений. Каждые четыре года Украина должна подавать отчеты в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, в котором должны быть перечислены все меры, предпринятые страной для борьбы с дискриминацией, и проанализирован их эффект. Разумеется, он не должен быть нулевым или слишком низким. Кроме того, в отчете должны быть перечислены проблемы на пути искоренения дискриминации, и никому не захочется писать, что в Украине не соблюдают законодательство и, в первую очередь, государственные ведомства и политические партии.
Что же можно сделать, чтобы участие женщин в политике страны было более активным? В первую очередь – соблюдать законодательство. Кроме того, нужна проработка механизмов наказаний за их нарушение. Это могут быть штрафы и материальное возмещение за моральный ущерб, нанесенный женщине. Но и этого, исходя из нелюбви украинцев подчиняться законам, мало. Можно сделать громкий судебный процесс с участием известной и влиятельной партии и последующее наказание. Это отучит эту партию игнорировать права женщин и станет уроком для других. Также нужно реализовывать образовательные проекты, призванные рассказывать женщинам про их права, научить отстаивать их и помочь в достижении политических целей. Кроме того, могут быть применены позитивные действия – временная дискриминация для того, чтобы усилить другую дискриминированную группу. В таком случае в ситуации с партиями государство обязало бы их иметь в списках одинаковое количество мужчин и женщин. Согласно закону «Про обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин», позитивные действия не являются дискриминацией.