Пётр Андрусечко: “События на Востоке нельзя освещать односторонне”

Польскький журналист Пётр Андрусечко, который побывал в украинской горячей точке, рассказал о жителях беспокойного Донбасса и ошибки украинских журналистов в освещении событий.

 

– В Мариуполе была акция в поддержку Украины. На одном известном пресс-агентстве я прочитал информацию, что на митинге было 30-40 тысяч участников. Меня это поразило, потому что на самом деле там было около тысячи человек. Я понимаю, что украинским журналистам трудно работать, потому что в их стране идет война. Но надо себе сказать, ты журналист, или являешся участником информационной борьбы и работаешь для украинской пропаганды.

 

Андрусечко считает, что такая информация не идет на пользу Украине, потому что только усугубляет ситуацию.

 

– Такие новости читают также люди, которые живут в Мариуполе. Они перестают доверять украинским СМИ после этого. Это огромная проблема, с которой я там (на Востоке Украины – ред.) постоянно встречался. Когда подается информация, что там в течение одного дня было уничтожено 400 боевиков, второго – 300, 350 и так далее, понятно, это пропаганда. Это вызывает недоверие.

 

– Проблема состоит и в том, что в этой информационной войне украинская сторона пытается показать, что все потери, все разрушенные дома является следствием обстрела со стороны боевиков. Такого не бывает в войне. Американцы, которые имеют гораздо более точное оружие, воевавшие в Ираке и в Афганистане, также делали много ошибок. Здесь вопрос того, как это показать. Мне кажется, огромной ошибкой со стороны украинских журналистов является то, что они показывают события с одной стороны. Я думаю, есть в Украине журналисты, которые готовы поднимать тему, что некоторые преступления возможны с украинской стороны. Если есть только та картинка, которая показывается официально – только они злые, а мы супер – это не соответствует действительности, трудно в это поверить. В войне происходят разные вещи, она непредсказуема. В плане информационной войны это будет более выигрышно. Когда официальная сторона начнет показывать также ошибки, тогда доверие украинцев будет больше.

 

Немало времени журналист провел на Востоке Украины, где постоянно общался с местными жителями. Вот главное, что он понял об их образе мышления и общественных настроениях:

 

– Надо помнить, что там есть местное население, которое поддерживает боевиков. Их достаточно много. Кто они? Почему они поддерживают боевиков? Многие из них социально опущены. Есть те, кто не имеет работы уже 20 лет. Это люди с маргинеса. Впервые в своей жизни они получили небольшую власть.

 

– Российские журналисты спрашивают: “Почему вы хотите жить в России?”. А те отвечают: “Потому мы хотим, чтобы было, как в Советском Союзе”. А российские журналисты в шоке – Россия вовсе не Советский Союз. Многие люди в последний раз были на российской стороне еще во времена СССР. Они знают Россию такой.

 

Хотя поддержка боевиков на Востоке высока, Андрусечко говорит о неоднородности региона.

 

– Когда Славянск был захвачен сепаратистами, в Краматорске, который находится в восьми километрах, на въезде висел Украинский флаг. Казалось, не может быть такой разницы. Однако, ситуация в этих местах разная, потому что Славянск – депересивный город, в котором большинство предприятий закрыты. Мне говорили, что это один из центров торговли наркотиками. Краматорск, учитывая украинские условия, является неплохим для жизни города. Там предприятия работают. Видно, что в социальном плане это другие люди. В зависимости от того, насколько высокая безработица, насколько депрессивны города, тем больше поддержка сепаратистов.

 

Польский журналист не уменьшает роли России в трагической судьбе Донетчины.

 

– С самого начала украинской независимости все говорили о сепаратизме в Крыму и на Востоке Украины. Был тяжелый момент в середине 90-х годов, когда была возможность отсоединения Крыма, но не было прямого вмешательства России. Если бы не было этого прямого вмешательства, не было бы сегодняшних Славянска и Крыма.

Виктория Топол