Реформа государственной службы как единственный путь к трансформации Украины

 

Украина находится в стадии, когда говорить о реформах стало модно, на каждом шагу звучат призывы и идеи в каких сферах и как проводить изменения, чтобы Украина стала процветающей европейской страной.

 

Не учитывают обычно одного – для проведения реформ нужен человеческий капитал, с которым в Украине в государственном секторе проблемы. Такого же мнения придерживается и заместитель главы администрации Президента Дмитрий Шимкив: «И все эти реформы возможны при условиях искоренения старой административно-командной системы, с нее и должны начаться реформы сектора государственного управления. Без команды эффективных государственных управленцев сдвинуть с места машину реформ сложно».

 

Поэтому коренные изменения в органах власти – это условие для начала глубинных реформ. Так как в настоящее время кадры в государственных учреждениях вобрали в себя худшие советские черты: низкий уровень профессионализма, отсутствие стимулов к труду, не прозрачна система работы, потакание коррупции.

 

 

Читайте также на «Информер»: Первоочередные реформы в сфере малого бизнеса: украинские реалии и международные стандарты  

  

 

Состояние дел в государственном секторе было оценено в рамках программы SIGMA (Support for Improvement in Governance and Management) еще в далеком 2006 году, стоит отметить, что с тех пор проблемы не исчезли, а советы о порядке реформирования государственной службы не утратили актуальности. Предложения SIGMA:

• принять Закон Украины “О государственной службе” (в новой редакции);

 • реформировать систему оплаты труда государственных служащих;

создать условия для подготовки новых специалистов, чтобы обеспечить эффективную работу  государственной службы.

 

Что касается принятия нового закона «О государственной службе» то участие в его создании и продвижении принимал вице-премьер-министр Владимир Гройсман, планируется, что данный нормативно-правовой акт будет подан на расмотрение в  Верховую Раду в декабре 2014 года.

 

Принципиальными новшествами новой редакции законопроекта является разграничение политических и административных должностей, урегулирования статуса государственного служащего, исключительно конкурсные процедуры отбора кандидатов и обеспечение равного доступа к государственной службе, сочетание системы вознаграждений с оценкой эффективности работы, а также объективные возможности продвижения по служебной лестнице, усиление персональной ответственности за выполнение обязанностей. 

 

Уже успели подсчитать, что в случае принятия этого закона на его реализацию необходимо будет потратить 11 млрд.грн. Критически оценивая законопроект Владимира Гройсмана стоит отметить, что его положительной стороной является распределение административных и политических должностей. Особым достижением нынешней власти будет внедрение четкого перечня политических должностей, а административные должности должны быть полностью независимыми от политических сил в Украине, в этом случае государственные служащие не будут куклами в руках правящей элиты.

 

Другие ключевые пункты законопроекта больше смахивают на популизм, к тому же этот законопроект не решает главную проблему государственной службы – низкую квалификацию кадров.

 

Денис Бродский, который короткое время был председателем Национального агентства по вопросам государственной службы, в интервью Украинской правде предложил свое видение как преодолеть проблему неэффективной работы и низкой квалификации государственных служащих. «А я предлагал сократить должности, но НЕ менять фонд оплаты труда. За счет ЭТИХ денег вместо десяти человек с маленькой зарплатой оставить троих эффективных и платит им в три раза больше». Повышение заработной платы увеличит мотивацию к труду среди имеющихся государственных служащих, однако ожидать на приплыв высококвалифицированных кадров из бизнеса в случае реализации такой стратегии не приходится. Понимает это и Денис Бродский: «Как хороший юрист, Который работает в KPMG или E & Y получает 10 тыс долл, пойдет на госслужбу за 4 тыс грн? У него, может, и есть такое желание, но он уже не станет трудится на чистом энтузиазме».

 

Хотя идея Дениса Бродского имеет право на существование, как один из вариантов реформирования старой советской системы в государственном секторе, однако не понятно, что потом делать Украине с армией безработных, которые еще вчера были государственными служащими, ведь это дополнительные расходы, которые ложатся на плечи бюджета. Например, если гражданин имеет стаж более 10 лет, то в случае сокращения ему будут выплачивать 70% от средней заработной платы первые 90 дней, далее размеры помощи уменьшаются, но тем не менее это колоссальные затраты из государственного бюджета, к тому же возможен  рост социального напряжения в обществе, которое создадут обиженые на систему служащие.

 

Нетрадиционный вариант реформирования системы оплаты труда государственных чиновников предложил заместитель главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив. Его замысел предполагает, что оплата отдельных служащих будет осуществляться по следующей схеме:

 

 

 

 

Предложение Дмитрия Шимкова основывается на создании специального негосударственного фонда, который фактически отдельным работникам государственной службы будет доплачивать деньги за работу на благо государства. Предполагается, что денежные средства будут поступать от международных организаций, доноров, украинских олигархов. Доплаты планируют производить лицам, которые будут заниматься реализацией стратегий, разработкой проектов, а не простой технической работой.

 

В случае неудовлетворительного выполнения обязанностей фонд может отменить решение о дополнительных выплатах денежных средств. В адрес этой идеи можно услышать много критики: во-первых, удастся  ли найти доноров, которые будут финансировать такую совершенно не прибыльную сферу как государственная служба, во-вторых, насколько прозрачно будут отбираться кандидатуры, которые стоят того, чтобы им платить в разы большую заработную плату, чем другим служащим, в-третьих, противники этой идеи вспоминают, что Грузия пыталась сделать подобную реформу, но в Грузии эта идея провалилась.

 

 

Читайте также на «Информер»: Судебная реформа в Украине: стратегия и конкретные шаги по реформированию системы

 

 

Несмотря на шквал критики в сторону предложения Дмитрия Шимкова, следует все же признать, что реализация этой стратегии создала бы действительно профессиональную армию государственных служащих. Доплаты к зарплате мотивировали бы  украинцев, которые добились успеха в бизнесе, переходить на работу в органы власти.

 

Таким образом на данном этапе важно, чтобы новый парламент в первую очередь занялся непопулярной и болезненной реформой в государственной сфере, учитывая, что идеи и наработки по этому вопросу уже есть. Ведь преобразования во всех отраслях будут успешно проведены и будут иметь положительные последствия только при условии проведения кадровой реформы в государственных учреждениях.

 

Лукьяненко Наталья