Реформа системы государственного управления: региональный и общегосударственный уровень

Реформы не возможны без квалифицированных кадров и эффективных институтов. Это основа и начало любого рода реформ. Не исключение и ситуация в Украине, где сложилась извращенная система подбора государственных служащих, погрязших в коррупции, часто некомпетентных и противившихся реформам любого рода.

 

Государственные служащие: новый подход к отбору

Реформирование системы государственного управления должно начинаться с кардинального изменения структуры и механизма подбора кадров. Это признают, как государственные чиновника, так и эксперты, хотя рецепты решения данной проблемы у них отличаются.

«Именно сфера государственного управления является одним из слабых звеньев в процессе внедрения комплексных реформ в государстве. Понимая это, правительство с первого дня приняло ряд важных решений и работает над улучшением качества государственного управления и повышением эффективности государственной службы» – отмечает Председатель Национального агентства по вопросам государственной службы Константин Ващенко.

О важности именно системных реформ, в первую очередь именно в сфере государственного управления говорит украинский экономист Игорь Бураковский.

«Нужен целый ряд институциональных реформ. В том числе реформы правоохранительных органов и судебной системы, меры по борьбе с коррупцией. Безусловно, важна реформа государственной службы, поскольку какое бы количество пожеланий о том, что нужно сделать, не было написано, но если не будет эффективной государственной службы, эффективной государственной бюрократии – реформы обречены на неудачу», – считает эксперт.

 

Новый Закон «О государственной службе»: что он значит?

Коалиционный договор предусматривает ряд мер по реформированию систему государственного управления, в частности принятие Закона «О государственной службе» в новой редакции, а также ряд иных нововведений для того, чтобы реформировать систему государственного управления в Украине.

Среди наиболее важных аспектов реформы:

– деполитизация и профессионализация государственной службы,

– введение новой прозрачной классификации должностей на государственной службе,

– внедрение исключительно конкурсного отбора на все должности государственных служащих,

– изменение кадровой политики, создание HR службы вместо подразделений по работе с кадрами,

– внедрение эффективных методов оценки деятельности государственных служащих, их постоянное обучение,

– унификация размеров заработной платы всем служащим с поэтапным ее повышением.

По официальным данным на первом этапе реформ будут осуществляться в основном сокращения штатов государственных служащих и оптимизация служб и ведомств. По самым последним данным экономия от такого рода шагов правительства уже составила 1 млрд. грн., однако это только первый шаг на пути к формированию эффективной системы государственного управления.

«На сегодня во всех органах исполнительной власти Украины сокращено более 27 тысяч государственных служащих, в результате чего расходы из государственного бюджета на выплату им зарплат сократились на один миллиард гривен», – подчеркнул Председатель Национального агентства по вопросам государственной службы Константин Ващенко.


Среди иных мер, которые призваны эффективность государственного управления – создание коллегиального органа, который призван институциально усилить данную сферу, принятие в новой редакции Закона «О службе в органах местного самоуправления», который базируется на европейских принципах публичной службы.

 

Реформы в сфере государственного управления: зарубежный опыт и украинские реалии

Несмотря на декларативный характер ряда положений именно они видятся в качестве дорожной карты для того, чтобы приступить к реальному реформированию системы государственного управления в Украине.

Однако, ряд экспертов настроен более радикально. Система, которая существует сейчас, нуждается не в косметическом ремонте, а в радикальном отсечении нежизнеспособных частей. Так, по мнению, исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, Украина может использовать наработки других стран в сфере реформы государственного управления. По его мнению, в этом вопросе действенным примером могут стать реформы, проведенные в Канаде и Новой Зеландии, однако времени для этого осталось совсем немного.

«Все, что можно было проводить на протяжении года или трех лет, уже просто не будет действовать в наших условиях. Нужны радикальные и быстрые меры, которые смогут каким-то образом стабилизировать ситуацию. С этой точки зрения мне кажутся лишенными всякого смысла переговоры, которые ведутся внутри формирующейся новой коалиции по распределению портфелей. Мне кажется, более правильным подходом было бы отсечение целого ряда министерств, которые не имеют никакой функциональной нагрузки в условиях нормальной экономики. Тем более – в условиях падающей экономики, когда пытаются экономить. Отсеките как минимум эти министерства. После этого можете начать более серьезную реформу государственного управления», – уверен Олег Устенко.

Реформа системы государственного управления тесно связана с изменением законодательства относительно Закона «О люстрации», в связи с чем у экспертного сообщества есть различные мнения на данную проблему.

«Если люстрация состоится до реформы государственной службы, никакой пользы не будет, потому что на смену одним придут те же самые люди, которые будут воссоздавать благоприятные условия для себя. Поэтому здесь спешить не нужно для того, чтобы у нас появилась работающая система власти», – уверен директор Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.

В свою очередь на региональном уровне реформа имеет различное воплощение. С момента назначения Михаила Саакашвили председателем Одесской областной государственно администрации реформы в сфере государственной службы в отдельно взятой области стали проводиться решительно и в кратчайшие сроки.

Не прошло и двух месяцев с момента занятия кресла губернатора, как штат служащих ОГА был сокращен почти вдвое. Согласно распоряжению № 444/А-2015 от 20 июля число сотрудников администрации устанавливается в 399 человек, вместо 781 чиновника. Кроме того были упразднены или совмещены структурные подразделения, из 27 осталось только 10.

 

Подводя итог, стоит отметить, что реформа системы государственного управления в Украине связана, в первую очередь, с решимостью власти (в том числе в регионах и на местах) идти на непопулярные кадровые перестановки, готовностью формировать новую бюрократическую элиту на принципах открытости и европейских традиций публичной политики.