Регламент Одесского городского совета: игра в прятки

В европейском обществе стало уже привычным расценивать публичность власти как базовый признак хорошего управления и действенный способ предотвращения коррупции. В связи с тем, что наша страна выбрала путь европейской интеграции и децентрализации власти, достаточно актуальным становится вопрос повышения публичности местных институтов власти, которые предоставляют основные общественные услуги. Прозрачность, открытость и подотчетность местных органов власти положительно влияет на качество жизни граждан через внедрение политики, направленной на реализацию их законных интересов.

В этот раз в поле зрения коалиции «Прозрачные советы» попал и Регламент Одесского городского совета, который занимает центральное место в системе нормативно-правовых актов города Одессы. Внимательно проанализировав положения Регламента, коалиция пришла к выводу, что городскому совету в целом удалось задекларировать свое стремление к открытому взаимодействию с общественностью и обеспечению прозрачного механизма своей работы.

1.1

Регламентом Одесского городского совета обеспечен доступ граждан на пленарные заседания совета. В том числе в Регламенте исполнительного комитета Одесского городского совета можно найти упоминание о том, что «заседание исполкома, как правило, являются открытыми. В случае необходимости исполком принимает решение о проведении закрытого заседания», что само собой подразумевает свободный доступ общественности. Также Положение о постоянных комиссиях Одесского городского совета VII созыва говорит о том, что «заседания постоянных комиссий являются открытыми и гласными, кроме случаев, предусмотренных законом и Регламентом совета». Таким образом, доступ граждан ко всем публичным заседаниям, кроме пленарных заседаний, более не является ограниченным.

Положения Устава города Одессы и текущие положения Регламента VII созыва по части использования в работе депутатского корпуса доступного механизма общественных слушаний и общественной инициативы согласованы не в полной мере. Дело в том, что изложенные в Разделе IV Устава города данные общественно-консультативные механизмы лишь вскользь упоминаются в положениях Регламента. Хотя по инициативе городского совета и создаются рабочие группы и комиссии, в состав которых иногда включают представителей общественности, единого положения об их функционировании нет. Регламент городского совета допускает участие общественности в процедуре рассмотрения и принятия промежуточных и опубликованных проектов регуляторных актов, определяя срок, в течение которого от физических и юридических лиц и их объединений принимаются замечания и предложения касательно их усовершенствования. Единственным своим положением Регламент Одесского городского совета также упоминает, что «внесение предложений по вопросам на рассмотрение совета производится городским головой, постоянными комиссиями, депутатами, исполнительным комитетом, а также общим собранием граждан в порядке местной инициативы, предусмотренной Уставом города».

Механизм освобождения городского головы со своего поста в основном документе, регламентирующем деятельность городского совета, так и не был прописан.

Отдельной недоработкой выступил вопрос участия общественности в процедуре рассмотрения бюджета города Одессы. На текущий момент ни одно из положений Регламента горсовета не регулирует данный аспект. Концепция участия общественности не является реализованной, что несет собой риск недоверия к самому бюджету, который формально так и не прошел согласование с городской громадой. Среди первоочередных инициатив, которые должны были быть прописаны в Регламенте, значились также требования о визуализации расходов бюджета по сферам, учреждениям и организациям, выложенные на официальном веб-сайте горсовета, что до сих пор не было сделано.

По результатам анализа основных нормативно-правовых актов Одесского городского совета стало также известно, что ни один пункт касательно использования городским советом и учреждениями, находящимися на балансе города, системы электронных госзакупок так и не был включен в Регламент. Таким образом, система, которая уже сейчас переняла на себя львиную долю из 15000 госзакупщиков, по факту игнорируется одесскими органами власти и не получает должного внимания. Принципы прозрачности, подотчетности и открытости должны стать ключевыми в обеспечении работы депутатов, которые несут непосредственную ответственность в масштабах всего общества за принятые ими решения.

Видео-трансляция пленарных заседаний стала уже обычной практикой в городских советах по всей Украине. Дополнительная видео-трансляция заседаний  постоянных депутатских комиссий могла бы стать расширенным инструментом общественного контроля, отвечающим требованиям современности. Наличие подобных видео-трансляций существенно облегчило бы понимание работы депутатов и предоставило бы общественности дополнительную информацию касательно ее эффективности.

Также в очередной раз информация о помощниках-консультантах депутатов останется без внимания, потому как нормы Регламента не содержат требований по поводу ее обнародования.

Серьезные изменения требуют решительных мер. Народные избранники, которым общество доверило властные полномочия и средства для достижения общественных целей, обязаны придерживаться курса, задекларированного в своих предвыборных кампаниях. Коалиция «Прозрачные советы» обещает и в дальнейшем контролировать этот процесс.