Постоянная депутатская комиссия Одесского горсовета по вопросам бюджета так и не смогла одобрить перечень работ, но одобрила в целом идею миллиардного кредита для города, — передает Центр публичных расследований.
Несмотря на то, что еще несколько лет назад в мэрии осуждали и критиковали бывшего городского голову Эдуарда Гурвица за кредиты под инфраструктурные объекты, теперь городские власти решили идти тем же путем и взять в кредит 1 млрд грн. При этом объекты, под которые берется кредит, не будут приносить доходы либо экономить бюджетные средства.
На сегодня бюджет развития Одессы насчитывает 2 миллиарда 400 миллионов гривень, что уже на 300 миллионов больше, чем в прошлом году. Кроме того, по информации директора финансового департамента Светланы Бедреги, еще 300 миллионов лежат на депозитах, ожидая часа снятия. Но при этом росте и относительной свободе в средствах в мэрии все же берут кредит на миллиард. По схеме, рассчитанной департаментом финансов, город рассчитается со всеми своими долгами, которые составляют в данное время более 2,14 млрд (по линии ЕБРР и НЕФКО), к 2027 году.
Новый кредит берется на пять лет под 17,5% годовых. Такую значительную переплату планируют «компенсировать» за счет роста стоимости материалов и работ за эти годы, заверяя, что кредит позволит городу заработать.
«Материалы в цене только на трубы выросли на 20% за год», — рассказал директор «Теплоснабжения города Одессы» Денис Рудой.
Структура кредита выглядит примерно так: более 40% — 407 миллионов гривень — потратят на расходы по линии ЖКХ (307 миллионов — на замену сетей и еще 100 — на модернизацию лифтов), 24% — на проекты управления капитального строительства – речь идет о ряде школ, а также реконструкции дома Руссова, фасадов в центре города и на коллектор в Аркадии, 16% — на дорожные проекты (ремонт Преображенской, вело-пешеходной трассы на 8-10-й станции Большого Фонтана и капремонт тротуара на Ришельевской).
При этом на указанные проекты нужно не 2, а 1 миллиард 213 тысяч гривень, которых пока нет в бюджете, и эти цифры не учитывают то, что традиционно по ряду тендеров средств в итоге не хватает.
Самый большой недостаток заимствования – это то, что у него нет четкой стратегии и задачи. Скажем, комплексное приведение в порядок 10 или 20 кварталов центра, где бы меняли трубы, перекладывали сети и ремонтировали фасады, под которыми текут аварийные сети. Однако такой стратегии на заседании бюджетной комиссии не представили. Вопрос о ее необходимости задавал депутат Виктор Наумчак, который отказался голосовать за выделение денег без такой стратегии, однако коллеги депутата поддержали выделение средств без просчета экономических результатов.
«Бездонный» УКС
На самый проблемный вопрос – финансирования работ УКСа — депутаты уделили при обсуждении меньше всего внимания. Однако из пяти пунктов к двум нет всей проектной документации.
Речь идет о доме Руссова и проектировании капитального ремонта здания, в котором 90% квартир находятся в частной собственности. Именно таким было замечание депутатов, но глава комиссии Оксана Гончарук заметила, что в остальных домах, где ремонтируют фасады, также квартиры — в частных руках.
Мэрия собирается потратить на ремонт дома 60 млн грн, но вот общей суммы работ и проекта пока нет.
«Сумма работ гораздо выше. Вскоре на объекте снимут заграждения и начнут обследования представители немецкой компании. После определения состояния будет составлен проект», — пояснил вице-мэр Петр Рябоконь.
Он также озвучил планы по ремонту — кровля, фасад, внутренние переговородки и ряд других. При этом чиновник не смог назвать сроки работ.
В итоге деньги могут понадобиться через полгода, но в городе за них будут платить проценты.
«Значит, мы потратим на другие объекты, пока не будет составлена документация», — заметила главный финансист города Светлана Бедрега.
Интересно, что на комиссии озвучили другую информацию. Так, депутат Анна Поздняковаспросила, возможно ли делать ремонт в здании, которое почти полностью находится в частной собственности. Начальник управления капитального строительства горсовета Борис Панов заверил, что ремонтироваться будет только фасад.
«Вопрос с внутренними работами будет решаться после определения целевого назначения здания. Внутрь никто не полезет», — отметил он.
С ремонтом фасадов дело обстоит еще сложнее, так как на комиссии не предоставили перечень. Известно, что на несколько фасадов есть готовая документация, но вот на всю сумму нет. Потому есть вероятность, что работы стартуют также в следующем году, а за заимствование нужно будет платить.
Дорожные «чудеса»
Самый сложный вопрос – выделение 167 миллионов кредита на всего три объекта, на которые уже проведены тендеры.
Речь идет о заканчивающемся ремонте Преображенской от улицы Жуковского до Садовой. При этом часть средств заложены в бюджете города на эти работы и они активно ведутся сегодня.
Второй объект вызвал больше всего споров — тротуар на Ришельевской на участке от Ланжероновской до Успенской. Тендер по нему провели в июне на 92,9 млн грн, дднако в документах о кредите речь идет о 60 миллионах. И все средства планируется потратить за счет кредита.
Целесообразность такого дорогого ремонта оспаривали депутаты, так как она вызвала сомнения.
«У нас половина частного сектора по колено в грязи, а мы тратим такие деньги на тротуар», — возмутился депутат Олег Звягин.
Третий объект — вело-пешеходная эстакада для продления Трассы здоровья в районе 8-10-й станции Большого Фонтана. Все 33 миллиона 600 тысяч гривень на нее также планируют потратить за счет кредита. Тендер тоже уже провели, однако как это удалось без финансового обеспечения проекта, тоже остается загадкой.
Все три объекта никак не касаются тех улиц в центре города, где будут ремонтировать фасады зданий, а также не связаны с отрезками улиц, где сегодня меняют теплосети. А ведь именно изношенность сетей называется чиновниками как причина обрушения и подтопления домов в центре.
Лифтовая революция и «золотые» трубы
10% от суммы кредита хотят потратить на ремонт лифтов. Такая необходимость, конечно, была очевидна депутатам, однако, отчеты департамента городского хозяйства вызвали вопросы. Вся причина состоит в том, что в этом году уже освоили 189 миллионов гривень на лифты, однако по непонятным причинам на эти цели берут кредит практически в конце года. Ведь после проведения тендеров и составления проектов останется максимум месяц на работы.
«1500 лифтов выработали свой срок, а 600 было остановлено решением суда», — рассказал глава департамента городского хозяйства Александр Козловский.
Депутат Анна Позднякова заметила, что есть программа ремонта лифтов до 2020 года, где расписано, как за 5 лет решить эту задачу:
«Зачем мы принимаем программы, если потом принимается решение менять сроки работ и брать кредит?», — возмутилась она.
В то же время, больше всего проблем вызвало обсуждение критического состояния сетей ТГО.
По словам главы предприятия Дениса Рудого, на 6 участков нужно 307 миллионов гривень, но состояние сетей в центре такое, что ежечасно в отопительный сезон в землю уходит 200 тонн технической воды, то есть на сумму 17 тысяч гривень. А в сезон – на 30 миллионов гривень.
При этом оказалось, что и эти работы не успеют выполнить до конца года.
«Освоение до конца года мы планируем на 167 миллионов, а на 149 миллионов – в начале следующего года», — отметил он.
Депутат Алексей Еремица предложил обозначить стратегию ремонта, чтобы депутатам было ясно, как решить проблему в центре города в целом. К примеру, начать устанавливать мини-котельные:
«Нами проводились подсчеты. Необходимы газ и электричество, а их не проектировал никто. Сети прокладывались в 1954 году», — пояснил он.
При этом никакого стратегического плана так и не показали, а лишь обозначили эти шесть участков.
В итоге долгого обсуждения глава департамента финансов Светлана Бедрега пояснила, что речь идет не о целевом в принципе назначении заимствования, а о наполнении этими средствами бюджета, потому назначение можно всегда поменять. После этого депутаты в целом одобрили кредит, а уже потом решили разобраться с тем, на что тратить.
Отметим, что этот кредит может серьезно ударить по планам муниципалитета по другим заимствованиям у международных структур. Как уже сообщалось ранее, город не может брать заимствования на сумму более двух размеров бюджета развития. Таким образом, если город в этом году получит принципиальное согласие на хоть один кредит от ЕБРР или Мирового банка, то заключение договора может оказаться невозможным. Это отмечала и депутат Анна Позднякова на заседании комиссии по бюджету. В данное время в муниципалитете ведут переговоры еще о двух кредитах: на строительство эстакады с Пересыпи на Балтскую дорогу от Мирового банка и 59 миллионов евро на трассу «Север — Юг» от ЕБРР. Сейчас все кредиты мэрии вместе с планируемым займом в один миллиард превышают сумму в 2 миллиарда гривень. А максимально допустимая сумма заимствования — 2 миллиарда 600 миллионов гривень.
Вопрос о распределении средств по проектам отложили на 18 сентября.
Против проекта голосовал только депутат Виктор Наумчак.
Матеріал підготовлено в рамках роботи Центру публічних розслідувань, що реалізується в рамках проекту «Більше фактів для діалогу», який виконує Інститут висвітлення війни та миру (IWPR) за підтримки МЗС Королівства Нідерландів.