Северный вектор украинских речных перевозок

К концу 2017 года Украина подходит с некоторым увеличением грузооборота в морских портах. Однако, речные водные пути по прежнему остаются использованными в незначительной мере. Это хорошо видно по сравнению с целым рядом стран ЕС, где речные перевозки обеспечивают ок. 7% от общего объема грузоперевозок. Есть и страны, где речные перевозки составляют треть от всего объема перевезенных грузов (например, Нидерланды).

Нидерланды: для грузовых перевозок используют и каналы, и реки

Украина располагает целым рядом условий, которые могут позволить ей увеличить грузооборот со странами Восточного партнерства и ЕС. В частности, удобный выход к р. Дунай, на которую приходится 14% всех речных перевозок. Однако, есть менее крупные водные артерии, которые также могут стать триггером развития грузопотока. Речь идет в первую очередь о реках севера Украины и в частности водных путях, которые соединяют Беларусь и Украину.

 

 

Проекты использования речных путей совместно с Беларусью и Польшей

В начале декабря 2017 года после двухсторонних переговоров Белоруссия и Украина начали реализацию совместного проекта по использованию внутренних водных путей на Днепре.

Транспортировка песка, направление Украина-Беларусь

Транспортные ведомства двух стран подписали дорожную карту проведения дноуглубительных работ на реке с целью обеспечения необходимых условий для перевозки грузов судами «река – море».

Двухсторонние контакты привели к тому, что уже запланированы работы по углублению дна на р. Днепр. Они будут проводиться на участке от белорусской деревни Нижние Жары до Киевской ГЭС.

Белорусская сторона отметила, что проект будет реализован в рамках международного проекта по восстановлению пути Е40. Эта инициатива имеет под собой цель создать судоходный маршрут длиной более 2 000 километров от польского порта Гданьск до украинского Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр, который в итоге должен образовать транспортный путь, связывающий Балтийское и Черное моря.

Этот международный проект является новым направлением сотрудничества Белоруссии и Украины в транспортно-логистической сфере для развития коридоров Север – Юг с использованием внутренних водных путей.

Светловодский речной терминал, открыт в 2013 г. Пример использования реки для транспортировки зерновых

Ещё в июне текущего года Беларусь и Украина договорились о финансовом участии в проекте по восстановлению международного судоходства по Днепру. По предварительной информации первоначальные вложения белорусской стороны составят ок. 5 млн. долл., украинской – 25 млн. долл.

Возобновить судоходство по Днепру в Черное море планируется для того, чтобы белорусские калийные удобрения и нефтепродукты могли поставляться таким путем на экспорт в дальнее зарубежье. Стороны рассчитывают, что в Нижних Жарах (Беларусь) станет возможным загружать относительно большие суда, в результате, как предполагается, местный порт может в будущем стать крупным перевалочным пунктом, соединяющим Европу и Азию.

Данный проект будет поддержан Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, представители которых также были на церемонии подписания вместе с уполномоченными от Европейской Комиссии.

 

 

Новое содержание старых планов

В настоящее время речные перевозки из Беларуси в Украину невелики, но они могут довольно быстро увеличиться. Этому способствует как стратегия министерства инфраструктуры Украины на развитие речных внутренних водных путей, так и внешнеполитические факторы, которые делают речные водные пути Украины важным фактором в товарообороте соседних государств, в первую очередь Беларуси.

Киевский речной порт в сентябре этого года пополнил свой флот двумя несамоходными баржами, которые закупил, к слову, в Беларуси. Грузоподъемность каждой составляет 1 060 тонн.

Транспортировка нефти на внутренним водным путям

Подобными баржами можно перевозить генеральные, сухие и навальные грузы и контейнеры. Позднее председатель правления ПАО «Киевпорт» Сергей Бойко пояснил, что в перспективе порт намерен привлекать грузы из Белоруссии, в первую очередь удобрения и нефтепродукты.

Речной танкер

Подобные проекты восстановления судоходства на реках, которые связывают Беларусь и Украину предпринимались ещё в 2010-2011 гг. тогда это было вызвано конфликтом Минска с Россией, связанного с поставками нефти. Тогда рассматривался вариант транспортировки венесуэльской нефти по средствам речного транспорта через территорию Украины. Однако, кризис 2011 года в Беларуси не позволил этим планам осуществиться в полной мере.

 

 

Перспективы северных речных путей для Украины

Эффективное использование внутренних водных путей сможет стимулировать развитие торговли и теснее связать украинскую экономику со странами ЕС и странами Восточного партнерства, в первую очередь Беларусью.

«Развитие пути Е-40 через Припять, дальнейшая интеграция речного транспорта Украины и Беларуси в Европейскую транспортную сеть, использование Е-40 в полной мере как транзитного пути для соединения Северной Европы через Польшу с причерноморским регионом, в перспективе – с Азией являются приоритетными проектами развития транзитного потенциала этих стран», – считает Юрий Скичко, генеральный директор компании «Гермес Трейдинг».

Объем перевозок грузов по рекам в странах ЕС – пример для Украины

По его мнению, устранение тарифных и нетарифных барьеров сможет стимулировать рост грузооборота между двумя странами. В перспективе развитие внутренних водных путей поможет связать Украину с балтийскими портами и расширить возможности для транзита.

В настоящее время в сторону Беларуси идет шлак для производства цемента, гранулированный шрот, подсолнечное масло, зерновые, в особенности кукуруза. В Украину идут минеральные удобрения, стройматериалы, а также осуществляется (пока разово, но в перспективе есть все основания для полномасштабного развития этого направления) перевозка нефтепродуктов. Это направления также интересно для Литвы, которая поставляет более 10% топлива на рынок Украины.

Развитие речных перевозок требует создания транспортного хаба на территории Украины для оперирования транзитным грузопотоком. Безусловно, такие крупные инфраструктурные проекты требуют не только участия двух государств, но и финансовых вливаний частных и заинтересованных государственных структур стран-членов ЕС.