Электронное правительство (или сокращенно e-gov) – это набор целого ряда функций, посредством которых любой гражданин может получить свободный доступ, с помощью сети Интернет и специальных сайтов и/или приложений для мобильных устройств, ко многим государственным услугам, с которыми приходится сталкиваться, если не ежедневно, то очень часто.
По классификации аналитиков информационной кампании «Stronger Together», электронное правительство действует в трех направлениях: государство-бизнес, государство-гражданин, государство-государство. Есть определенный перечень услуг, обязательных для предоставления их on-line, в соответствии с Директивой ЕС (Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, в частности гл. 14 раздела 5 Соглашения, где указываются аспекты взаимодействия Украины и ЕС в аспекте внедрения информационного общества).
В данной статье мы рассмотрим, каким образом различные системы e-gov реализовывались в странах Балтии, которые имеют ряд схожих с Украиной черт (период транзита от плановой экономики к рыночной, советское наследие), а также каким образом инициативы подобного рода реализуются в Украине, и в Одессе/Одесской области в частности.
Пример стран Балтии: успех в небольшой стране с высоким уровнем доступа к Интернету
Симбиоз решительных рыночных реформ и активного участия европейских фондов и неправительственных инициатив, позволили трансформировать экономическую систему стран Балтии, импортировав ряд западноевропейских моделей и существенно обновив оставшиеся от социалистического прошлого.
Развитие стран Балтии в 1990-2000-е гг. шло параллельно внедрению новейших изобретений IТ-сферы. Эстония стала едва ли не передовой страной в плане использования Интернета во всех сферах жизни, начиная от электронного документооборота, заканчивая электронным голосованием и бесплатными курсами Интернет-грамотности для всего населения.
Сведение к минимуму контактов между гражданами и чиновниками благодаря электронным системам, объединяющим различные базы данных в одну, приводит к значительно более эффективной работе государственных институтов, а также к снижению уровня коррупции.
Но пионером по внедрению элементов «электронного правительства» стала Латвия, где эта программа стала реализовываться с 2000 года. В 2013 году собрано более десяти тысяч подписей в поддержку электронного голосования. Таким образом, на следующих выборах избиратели Латвии смогут голосовать, не отходя от своих компьютеров.
В Эстонии с 1995 года 1% ВВП тратился на создание электронного государства, отвечая на вызовы информационного общества. Довольно быстро законодательство было приведено в соответствие с требованиями для электронного правительства и голосования по ID-карте. В настоящее время более 90% населения Эстонии имеют такие карты. С 2007 года активно внедряется и система Mobil-ID, таким образом, гражданам доступно большинство оказываемых государственными учреждениями услуг через свое мобильное устройство. Данная система позволила до минимума свести время для самых разных операций. Например, зарегистрировать частное предприятие в Эстонии можно за 18 минут по Интернету, включая получение по сети лицензии и сертификаты; а на заполнение налоговой декларации нужно потратить всего три минуты.
Литовская система электронного правительства схожа с эстонской, однако имеет ряд недостатков, в частности её критикуют за меньшее разнообразие услуг, а также за двуязычный интерфейс (литовский и английский), при том, что более 12% населения составляют польско- и русскоговорящие граждане.
Подводя итог, стоит отметить, что пример стран Балтии показывает, что страны с минимальными ресурсами, с отсталой, кризисной экономикой и рядом проблем в обществе могут за два десятка лет решительных реформ ответить на вызовы информационного общества и занять свою нишу в общем рынке стран ЕС. А по ряду показателей даже обойти «старых членов» ЕС. При этом ни частая смена правительств, ни присутствие во власти бывших коммунистов (в Литве в особенности) не стало препятствием для реализации программы реформ и внедрения инноваций в сферу экономики и IT.
Электронное правительство в Украине: есть ли шансы?
В настоящее время в Украине есть ряд инициатив, которые вписываются в контекст реформ связанных с внедрением e-gov. Интересен и тот факт, что часто эти инициативы в прямом смысле волонтерские и/или поддержаны международными фондами, европейскими неправительственными организациями. С одной стороны это свидетельствует о том, что общество уже само способно генерировать смыслы и претворять их в жизнь, с другой роль государства в этих процессах скорее догоняющая, нежели направляющая.
Сотрудники Информационной кампании «Stronger Together» говорят, что можно смело говорить о прогрессе в сфере государственных закупок (проект «Prozorro, который стал официальным государственным ресурсом), е-петиций (которые функционируют практически во всех областных и даже районных центрах страны на базе единой платформы) и предоставления ряда государственных услуг on-line (например iGov.ua). Также функционирует Единый государственный портал административных услуг.
Стоит заметить, что последний из упомянутых порталов предоставляет исчерпывающую информацию об административных услугах, необходимые пакеты документов, сроки выполнения, ответственных за предоставление услуги и тому подобное.
В Украине также действуют проекты Государственной регистрационной службы Украины по внедрению электронной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, совместный проект Государственного агентства по вопросам электронного управления Украины, Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины и Координатора проектов ОБСЕ в Украине по внедрению электронных административных услуг в строительстве. Министерство образования и науки Украины дает возможность подавать заявления на поступление в вузы on-line и записывать детей в дошкольные учебные заведения через on-line формы. Согласно информации Государственной фискальной службы, более 90% плательщиков НДС и почти 80% плательщиков ЕСВ отчитываются в электронной форме. На сайте Министерства юстиции можно зарегистрировать юридическое лицо или физическое лицо-предпринимателя, получить информацию о недвижимости, а также получить справку, выписку о компании, в том числе предоставление государственным органам, банкам, контрагентам, а также для участия в государственных закупках и так далее.
Правда, не все так гладко. Ряд волонтеров указывают на ряд трудностей, которые встают на пути реализации e-gov в Украине.
– В 2012 году был принят Закон «Об административных услугах», который задекларировал право наших граждан на получение услуг органов исполнительной власти и местного самоуправления в электронном виде. Предполагалось, что электронные услуги будут предоставляться по средствам Единого государственного портала административных услуг, ответственным за создание и администрирование которого было и есть Минэкономразвития. Портал был создан и находится по адресу: http://poslugy.gov.ua/. Обещанного 3 года ждут, но портал так и не заработал: форма есть, а содержания – ноль, – считает Алексей Пройдисвет, волонтер-координатор рабочей группы «Офиса развития Николаевщины» по iGov.
В свою очередь Яника Мерило эксперт Агентства электронного правительства Украины уверена, что «сегодня нет в государстве органа, который может внедрить электронное правительство».
– То есть у нас есть некоторые министерства, которые отвечают за свои услуги, есть города, которые отвечают за свои услуги, есть Агентство электронного правительства, которое может рекомендовать, но не может внедрять. Нет бюджета. То есть второй год подряд нам выделяется несколько миллионов гривен на создание всего электронного правительства. Это издевательство, извините. Лучше даже не выделять, потому что за эти деньги не внедрить электронное правительство даже в области, не говоря об Украине, – заявила Яника Мерило во время круглого стола по важность развития электронных услуг в малых городах.
Кроме того она подчеркнула, что создание карточки жителя (по примеру ID–карточки, по которой в странах Балтии можно голосовать, получать большинство услуг), является очень эффективным, но в Украине это приобрело иной смысл.
– В Украине создана карточка гражданина, но, к сожалению, это сегодня только пластиковый документ и не является доступом к административным услугам, – сообщила Яника Мерило, добавив, разрешения на передачу и сохранение личных данных на карточке нет.
Таким образом, чрезвычайно ограниченная функциональность не позволяет реализовать все положительные моменты данного сервиса.
Одесса на пути к e-gov: достижения и перспективы
В Одессе за последние несколько лет реализовано немало проектов связанных с e-gov. Примеров как позитивных, так и тех, которые показывают несовершенство нынешней системы управления.
Ярким примером является Центр обслуживания граждан. Он был открыт осенью 2015 года при участии главы Одесской ОГА М. Саакашвили, мэра Одессы Г. Труханова и президента Украины П. Порошенко. Он сразу же стал пользоваться повышенным вниманием. С одной стороны он предоставлял ряд услуг быстрее и лучше, чем иные государственные организации, с другой стороны он стал предметом нападок со стороны ряда СМИ. Реализация этого проекта была возможна благодаря привлечению средств из-за рубежа. Однако, буквально несколько дней тому назад его руководитель Артур Амиров сообщил, что Центр приостанавливает свою работу (10 мая планируется возобновление работы Центра, однако в какой форме пока точно не ясно). По его словам это связано с финансовыми трудностями. Для нормальной работы Центра необходимо порядка 9,5 млн. грн. до конца этого года.
Среди нововведений Центра – электронная очередь и запись через Интернет, схема одного общего пространства, где оказываются сразу несколько услуг и возможность согласования и юридической консультации на месте.
Также можно отметить систему под названием «Единый центр обращения граждан» (её также называют «15-35» по короткому номеру телефона), которая действует в Одессе по инициативе городского совета. Её суть состоит в простом и понятном механизме сообщения о проблеме, которая существует в городе, а также контроля над её устранением.
– Это хорошая система. 80% обращений в ней связаны с проблемами ЖКХ. Она показывает, какая проблема была, кто её должен решить, какие установлены сроки, – говорит депутат Одесского городского совета VII созыва Александр Борняков.
Ему, как успешному предпринимателю в сфере IT, мы адресовали вопрос о том, какие сервисы в рамках e-gov в Одессе стоит внедрять и какие для этого нужны компетенции.
Итак, по словам Александра Борнякова кроме уже упомянутого сервиса «15-35» Одесса нуждается в электронных сервисах отображающих график отключения электроэнергии и аварий на подобных объектах, системе, которая отображает работу общественного транспорта в городе (нечто подобное уже функционирует в тестовом режиме под названием «Транспорт Одессы»).
По мнению Александра Борнякова именно «неудобность» сервисов подобных «15-35» местным чиновникам тормозит их внедрение.
Кроме этого стоит упомянуть интерактивную карту МАФов (небольших торговых точек, которые чрезвычайно распространены в спальных районах и центре города) Одессы, в составлении которой депутат принял непосредственное участие.
Среди иных проектов, которые были реализованы в Одессе или запланированы к реализации, Александр Борняков отметил систему «Prozorro», которая позволяет контролировать тендеры, систему электронных петиций (должна заработать в июне текущего года) и систему «Открытый бюджет», которая позволит контролировать как доходы, так и расходы города.
Большинство подобных проектов реализуются в Одессе при поддержке структур ЕС, международных неправительственных фондов или волонтеров. В частности система «Открытый бюджет» была выполнена при помощи европейских партеров, которые инвестировали порядка 10 млн. грн. в разработку системы. Более 50 млн. грн. вложено в систему «Prozorro» Transparency International.
Также в Одессе реализуется проект электронного проездного билета. Систему разработали Константин Емельянов, Сергей Черноиваненко, Дмитрий Бардай, Георгий Телпис, Сергей Сатаненко и другие. Подробно о ней Константин Емельянов рассказал здесь.
По мнению разработчиков для всех видов общественного транспорта – трамвая, троллейбуса, автобуса и маршруток – следует создать единую систему безналичной оплаты проезда, иными словами – электронный билет. Его использование исключит оседание средств у водителей и кондукторов, а данные о пассажиропотоках позволят оптимизировать всю транспортную систему с учетом нужд населения.
E-gov в сфере политики: сложности внедрения
Что касается электронной демократии (в частности электронных систем по фиксированию волеизъявления граждан), то, по мнению экспертов в этой сфере не стоит ждать быстрых изменений.
Мы обратились к руководителю аналитического отдела Комитета избирателей Украины в Одесской области Анастасии Матвиенко с просьбой прокомментировать возможность введения электронного голосования на местном уровне.
– Во-первых, внедрение электронного голосования не может происходить где-то в одном населенном пункте, поскольку предоставление гражданам возможности проголосовать удаленно требует изменений в национальном законодательстве и подзаконных актах, т.е. электронное голосование в любом случае вводиться централизовано. Во-вторых, орган администрирования выборов, т.е. ЦИК должны быть готовы как с технологической точки зрения сопровождать такую безопасность, так и с точки зрения строгих мер безопасности (информационной). В-третьих, внедрение процедуры электронного голосования на выборах в наших условиях требует широкой информационно-разъяснительной кампании, поскольку есть высокая вероятность того, что такая процедура голосования может понижать легитимность результатов выборов. А дальше уже дело самих граждан: право, это не обязанность. Если гражданин желает проголосовать в электронном формате, то он голосует, в том числе в Одессе, Мариуполе или в карпатском селе. В любом случае, организация электронного голосования это очень трудоемкий процесс, в котором только вершина айсберга – это соответствующее программное обеспечение, – считает Анастасия Матвиенко.
В свою очередь Александр Борняков уверен, что подобные электронные системы сложно сделать и электронными и «бумажными», поэтому «двойное» голосование (при помощи электронных сервисов и традиционное с применением бумажных бюллетеней) обречено на провал. Однако, в небольших городах (до 100 тысяч жителей) возможны эксперименты с электронным голосованием.
– Локальные громады уже созрели к этому. Можно провести эксперимент по выборам мэра города, скажем до 90-100 тысяч человек с применением такой технологии. Тогда можно будет понять, как это работает, – считает депутат Одесского городского совета, приведя в пример г. Черноморск, в качестве города, где возможно, по его мнению осуществить такой эксперимент.
Таким образом, внедрения различного рода сервисов e-gov на локальном и государственном уровне нуждается в гармонизации законодательной базы и приведения её в соответствие с европейскими требованиями, обширной просветительской работе, направленной на разъяснение позитивных моментов подобных сервисов. Немаловажным фактором является более тесное сотрудничество с европейскими институциями и неправительственными организациями, которые могут оказывать как финансовую, так и техническую помощь в реализации подобных проектов в сфере e-gov.