Ставка на зерно. Роль украинских портов в экспорте зерновых

Украинские порты за последние 10 лет (с 2007 года) нарастили перевалку зерна с 10 млн. тонн до почти 40 млн. тонн. В 2015-2016 гг. Эксперты отмечают, что в контексте европейской интеграции и системных реформ устойчивая тенденция увеличения объемов экспорта зерновых с каждым годом стимулирует развитие портовых терминалов, причем с внушительным запасом мощностей.

Именно избыток мощностей уже привел к снижению тарифов на перевалку зерна, повысив его конкурентоспособность на внешних рынках. Но новые терминалы продолжают строиться и проектироваться в большинстве крупных украинских портах.

 

 

Порты, через которые идет зерно

Перевалку зерновых осуществляет порядка 20 терминалов. Основной поток (33,5 млн. тонн в 2015-2016 гг.) идет через четыре порта: Николаевский и Одесский МТП, порты Южный и Черноморск.

Крупнейшие зерновые терминалы в украинских портах

Рассмотрим основных игроков этого рынка. Порт «Южный» имеет мощности перевалки в 17 млн. тонн, в прошлом году здесь было обработано 8,2 млн. тонн зерновых. Основными терминалами являются ТИС-зерно и компания Бориваж. Компания ТИС-Зерно в последнее время активно развивает возможности терминала: заработала еще одна зерносушилка интенсивностью 120 тонн в час, построены напольный склад единовременного хранения 120 тыс. тонн зерна, накопительная площадка для приема 800 грузовиков, обновлена одна из трех станций разгрузки машин.

Мощности терминала компании Бруклин-Киев, Одесский порт.

Одесский порт в прошлом году перевалил 8,2 млн. тонн зерновых при максимальных мощностях рассчитанных на 10,6 млн. тонн/год. Крупнейший игрок здесь – компания Бруклин-Киев со вторыми показателями по Украине. Также крупными терминалами обладают Олимпэкс Купе Инт и филиал ПАО Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины.

Мощности по хранению зерна в Николаевском порту

Николаевский порт перевалил в прошлом году 9,1 млн. тонн зерна, а мощности оцениваются в 14,1 млн. тонн. Николаевский порт имеет ряд преимуществ, в частности значительный процент зерна доставляется баржами по Днепру, что активно использует компания Нибулон. Также в Николаеве активно действуют транснациональная корпорация Bunge и китайская корпорация COFCO. А частный морской терминал МСП Ника-Тера сам по себе обладает мощностями по перевалке 6 млн. тонн зерна в год.

Порт Черноморска также активно развивает перевалку зерновых

Черноморский порт почти полностью исчерпал резервы для расширения зерновой перевалки. При мощности в 9.1 млн. тонн в прошлом году там было обработано почти 8 млн. тонн. В прошлом году здесь были активны следующие компании: Ильичевский зерновой терминал и Risoil Terminal. В сумме их мощности превосходят объемы Трансбалктерминала.

Зерновые мощности в Одесском порту построены при участии средств ЕБРР

Как видим за последние 10 лет в украинские порты активно заходят иностранные компании и компании с иностранным капиталом, причем приход мировых игроков (например, компания Bunge) может сигнализировать о доверии или по крайней мере интересу к украинскому рынку зерновых. А участие финансовых институций ЕС, в частности ЕБРР, в ряде масштабных инфраструктурных проектах (например, Бруклин-Киев) подчеркивает правильность выбранного курса на европейскую интеграцию и ориентацию на рынки стран ЕС.

 

 

Рынок продавца стал рынком покупателя

За последние несколько лет в украинских портах были введены новые мощности для перегрузки/хранения зерновых грузов, которые существенно изменили структуру ценообразования на рынке. Стоит отметить, что 2016 год прошел под знаком введением в строй трех крупных зерновых терминалов: COFCO в Николаеве мощностью 2,5 млн. тонн, Bunge – мощностью 1 млн. тонн и Risoil в Черноморске мощностью 2,2 млн. тонн.

Хранилища зерновых, порт Южный, терминалы ТИС

«Сегодня у экспортеров и трейдеров появилось намного больше пространства при выборе терминала для перевалки. Даже несмотря на то, что экспорт зерновых вырос, введение в строй новых мощностей в Николаеве и Черноморске опередило темпы экспорта, из-за чего произошло изменение на рынке»,- говорит руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.

В следствии этого ставки на перевалку зерна пошли вниз. Эксперт отмечает, что в среднем стоимость услуг снизилась на 3-5 долл./т, в зависимости от акватории. Однако это был только первый скачок понижения ставок. Аналитик прогнозирует, что сейчас все идет к тому, что Украина входит во второй этап снижения ставок, а значит перевалка станет дешевле еще на 1-2 долл./т. В настоящее время стоимость перевалки в среднем составляет 12 долл./т.

Расширение уже существующих и подготовка к старту работ на новых зерновых терминалах может привести к дальнейшей снижении цены на перевалку зерна. Актуальные проекты по расширению и постройке новых зерновых терминалов развиваются в Одессе, Мариуполе, Рени и других портах Украины.

Проект будущего зернового терминала ТИС

Например, в порту Рени планируется строительство инфраструктурного комплекса по переработке и перевалке органического зерна. Стоимость проекта оценивается в 1,6 млн. долл., а рост грузопотока должен составить 120 тыс. тонн в год. Масштабные проекты в Одесском порту запланированы компанией «Новотех-терминал», которая намерена увеличить мощности по перевалки зерна на 3 млн. тонн. Окончание работ тут запланировано на 2019 год. Около 30 млн. долл. намерены инвестировать и в порту Мариуполя. ГП «Мариупольский морской торговый порт» намерен до 2019 года построить терминал мощностью 2 млн. тонн в год.

 

 

Европейские проекты в зерновой отрасли

С курсом Украины на ЕС возросло количество проектов в зерновой сфере, которые поддерживаются европейскими инвесторами. Один из наиболее крупных проектов был реализован в Одесском порту.

Ещё в 2014 году было подписано соглашение между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), компаниями «Бруклин-Киев» и «Louis Dreyfus Commodities». Документ предусматривает выделение 60 млн. долл. на строительство и развитие на территории Одесского морского торгового порта зернового терминала мощностью 4,5 миллиона тонн в год. Согласно информации на сайте ЕБРР общая стоимость проекта – 103,8 млн. долл. США.

Проект, который был реализован в Одесском порту компанией Бруклин-Киев

Директор по транспортным вопросам ЕБРР Сью Баррет,в своем комментарии отметил, что кредит в 60 млн. долл. под строительство и развитие зернового терминала является частью более масштабной инвестиционной программы банка в общем размере 250 млн. евро, предназначенной транспортному сектору Украины.

Важно, что чиновник ЕБРР назвал украинские стивидорные компании, работающие, прежде всего, в Одесском порту, ключевыми партнерами для Европейского банка реконструкции и развития.

«Сотрудничество с ЕБРР заставило по-новому взглянуть на процессы внутри нашей компании. К примеру, пришлось внедрять европейскую систему учета, которая существенно отличается от украинской системы. Также внедряем стандарты, которые приняты в Европе. Для Одессы новый зерновой терминал – это рабочие места с официальной зарплатой и социальными гарантиями», – подчеркнул в свою очередь во время подписания документа генеральный директор ООО «Бруклин-Киев» Юрий Губанков.

Приход европейского инвестора сказывается и на работе самого порта.

«У нас есть четкий план, и мы понимаем, что мы делаем. Свидетельством тому являются не только экономические изменения, но и упрощения процедур. Мы приводим оформление к европейским нормам», – подчеркнул Руслан Сахаутдинов, заместитель начальника администрации Одесского морского порта по операционной деятельности.

Кроме поддержки этого проекта ЕБРР рассмотрит вопрос о выделении 125 млн. долл. сингапурской компании Olam International, которая также намерена построить зерновой терминал в одном из украинских портов и уже приобрела Белоцерковский элеватор.

Важно, что после подписания политической и экономической части Договора об Ассоциации Украина-ЕС (2014) общий объем инвестиций со стороны ЕБРР в Украину вырос до 1 210 млн. евро против 798 млн. евро в 2013 году, а совокупный объем инвестиций с 1991 по 2014 гг. составил 10 377 млн. евро.

Что касается будущего зерновых терминалов, то эксперты подчеркивают, что снижение тарифов на перевалку будет продолжаться, и связано это с тем, что строящиеся мощности опережают экспортные возможности. С другой стороны выход на новые рынки (страны Азии и Тропической Африки) и поступательное увеличение объемов экспорта зерновых дает уверенность компаниям, которые работают на этом рынке, что их инвестиции будут возвращены. Что касается рынка ЕС, то он для Украины основной, а беспошлинный объем вывоза зерновых был выбран ещё до истечения полугода. Вместе с тем по данным представительства ЕС, украинский экспорт в Европейский Союз в 2016 году вырос на 3,7%, что демонстрирует эффективность зоны свободной торговли, и экспорт зерна в общей структуре играет важную роль.

 

Ця публікація  була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу. Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю сайту і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.

rfr_logo