Украина без «мажоритарки». Рефлексия на парламентские выборы 2014

 Недавние парламентские выборы продолжили политическую жизнь многим «регионалам» и тем, кто голосовал за законы от 16 января. По информации общественной инициативы «Чесно», в Верховную Раду попали 64 голосовавших за так называемые «диктаторские законы», 53 из которых самовыдвиженцы. Среди одиозных персонажей – Ефим Звягильский, Сергей Клюев, Игорь Шкиря, Михаил Поплавский, Владимир Литвин.

 

 


 

 

Темное прошлое ворвалось в Верховную Раду, в основном, благодаря мажоритарным округам. Избирательная система, которая действует в Украине сейчас, была принята перед выборами 2012 года. Предыдущие выборы 2006 и 2007 годов проходили по пропорциональной системе, которая не предусматривает мажоритарных округов.

 

Перед выборами ее поменяли на смешанную – партийные списки плюс мажоритарные округи. Тогда Партии регионов нужно было получить большинство в парламенте. Добиться этого лишь по партийному списку было невозможно, рейтинг «регионалов» едва достигал 20%.

 

Читайте также на «Информер»: Старые проблемы нового парламента  

 

Перед внеочередными выборами в Раде говорили об изменении избирательной системы. Депутат фракции «Батьківщина» Сергей Соболев заявлял, что все фракции поддержали возвращение к пропорциональной системе с открытыми списками.

 

Об этом говорил и заместитель главы Центральной избирательной комиссии Андрей Магера. Он предлагал принять два закона. Первый – временный, в рамках которого можно было бы провести выборы-2014 по пропорциональной системе, а второй – постоянный, о пропорциональной системе с открытыми списками.

 

В августе в парламенте было зарегистрировано сразу три законопроектов про избирательную систему. Однако, их рассмотрение даже не внесли в повестку дня. До запуска предвыборной кампании нужные изменения в законодательство так и не приняли, голосов оказалось мало. Оставить избирательную систему без изменений было выгодно, прежде всего, бывшим «регионалам». Рейтинга «Оппозиционного блока» и «Сильной Украины» не хватило бы на всех, желающих оказаться в новой ВР.

 

Ликвидацию «мажоритарки» обсуждают нескольких лет. Об этом говорят журналисты, общественные деятели, политики. Неоднократно по этому поводу высказывались представители Комитета избирателей. Большинство сходятся во мнении: в украинской действительности «мажоритарка» – это зло.

 

Заместитель редактора «Зеркала недели» Сергей Рахманин считает, что «мажоритарки» не должно быть в Украине. «При всех видимых и невидимых недостатках пропорциональной избирательной системы, она лучше. Пока у нас будет существовать мажоритарная избирательная система, у нас будет масштабная политическая коррупция. Я искренне надеюсь, что это последние мажоритарные выборы в Украине» – говорит журналист.

 

Что же плохого в мажоритарной системе применимо к Украине?

 

 

  • Во-первых, нередко округи сливают под одного кандидата.
  • Во-вторых, кандидаты добиваются успеха по принципу гречки и зрелищ. Подкуп избирателей – распространенное нарушение на выборах, на которое все закрывают глаза.
  • В-третьих, благодаря «мажоритарке» в парламент попадают люди с сомнительным прошлым, которых не берут в партийные списки.

 

 

По меркам всей страны депутатство этих людей недопустимо, по меркам округа – желаемо. Там у кандидата хорошая репутация (часто купленная), его все знают, помнят. Традиция отдать свой голос именно ему не нарушается от выборов к выборам. Последние – явное тому доказательство.

 

 

  • В-четвертых, мажоритарные кандидаты часто не являются гласом всей громады. На округе побеждает один, занявшие вторые места, но с приличным результатом, остаются «в пролете».
  • И, в-пятых, такая система искажает волеизъявление народа в целом по стране. Может случится так, что мажоритарных кандидатов от определенной партии в Верховной Раде будет больше, каждый из них выиграл на своем округе. Однако в пересчете на голоса, другая партия оказывается более предпочтительной. Также случаются значительные несоответствие между пропорциональными и мажоритарными выборами. В 2012 году по ним лидировали разные политические силы.

 

 

Читайте также на «Информер»: Антикоррупционные стратегии партий, прошедших в Верховную Раду. Аналитика  

 

Эксперты говорят о меньшей репрезентативности мажоритарной системы, по сравнению с пропорциональной. Основатель «Історичної правди» Вахтанг Кипиани предлагает проводить украинские выборы по пропорциональной системе с преференциями или, другими словами, с открытыми списками. Также он допускает возможность региональных списков.

 

Суть такой системы состоит вот в чем. По каждой области партии составляют отдельный список кандидатов. На участке избиратель голосует за одну партию. Далее ему предлагается выбрать из партийного списка, одного или более кандидатов. Например, нужно выбрать пятерых. Цифры от 1 до 5 избиратель ставит по системе ранжирования: 1 – для кандидата, которого он хотел бы видеть в парламенте больше всего, 2 – для того, кто подходит на роль депутата немного меньше и так далее. Предварительно по каждой из позиций определяется проходной бал.

 

К примеру, это 100 голосов. Если кандидат, который стал лидером получает 200 голосов, то излишек – 100 голосов – равномерно распределяется по неизбранным кандидатам из списка. После по такому же принципу подсчитываются голоса кандидатов, занявших другие места. В результате, в парламент попадают не те, кто находится вначале списка, а те, кого выбрал народ.

 

«Для меня это принципиально, потому что тогда, мы уменьшим количество партий, тогда любой человек может записаться в ключевые политические силы хоть 225 номером и агитировать и за партию, и за себя» – говорит Кипиани.

 

Его поддерживает политолог Станислав Федорчук: «На данном этапе развития украинского общества при наличии олигархических кланов и промышленных групп с криминальным прошлым, фактически благодаря мажоритарной системе существует возможность зайти в парламент для кандидатов, которые не представляют свой округ, интересы избирателей. Если мы не перейдем на пропорциональную систему с открытыми списками, мы не добьемся результата от парламентской системы в Украине».

 

Читайте также на «Информер»: Первоочередные реформы в сфере малого бизнеса: украинские реалии и международные стандарты

 

Рано или поздно Верховной Раде придется изменить избирательное законодательство. Многое зависит от того, удастся ли президенту сформировать конституционное большинство в новом парламенте. По словам Федорчука, Порошенко понимает, что каждый раз получать кота в мешке в виде мажоритарных депутатов – это преступление против государства. Поэтому изменение избирательной системы произойдет.

 

Главное, чтобы это случилось до следующих выборов и 198 депутатам (пока ЦИК признала избранными 168 депутатов), которые зашли в парламент по мажоритарному округу, не удалось пролоббировать дальнейшее существование изжившей себя системы выборов.

 

Виктория Топол