За годы независимости государство показало себя не самым эффективным собственником портовой инфраструктуры. В настоящее время в Украине существует более 100 портовых операторов (стивидоров), из которых только 13 — государственные. Эксперты подчеркивают, что уровень изношенности их основных фондов составляет порядка 80%.
До последнего времени из всех возможных форм государственно-частного партнерства была применима только аренда. Это существенно сужало спектр привлеченных инвестиций в сферу портовой инфраструктуры.
Позиция нынешнего руководства АМПУ весьма конкретная – государственные стивидоры должны быть приватизированы, а также должна заработать такая форма сотрудничества государственного и частного капитала как концессия.
Законодательные нормы
8 февраля 2018 года был направлен на подпись Президента Украины Закон о приватизации государственного имущества, который был принят парламентом 18 января 2018 года.
«Принятие закона позволит унифицировать и оптимизировать законодательство по вопросам приватизации, усовершенствовать механизмы и процедуры приватизации, ускорить процессы приватизации, повысить экономическую эффективность продажи объектов и увеличить поступления в государственный бюджет», – говорится в пояснительной записке к документу.
Целью законопроекта является усовершенствование, упрощение и сокращение процедур приватизации для достижения высоких темпов приватизации, прозрачности и открытости приватизационного процесса, привлечения широкого круга инвесторов к приобретению государственной собственности. В документе объединяются законы, регулирующие вопросы приватизации, в один законодательный акт для формирования эффективной правовой базы в сфере приватизации.
Законопроект предусматривает упрощение градации объектов приватизации – остается только большая со стоимостью активов более 250 млн. грн. и малая. Перечень объектов большой приватизации утверждает кабинет министров по представлению Фонда государственного имущества Украины; малой приватизации – Фонд государственного имущества; коммунальной собственности – местные советы. При этом объекты малой приватизации намерены продавать исключительно на электронных аукционах.
Таким образом, непрофильные и убыточные активы АМПУ, морских и речных портов Украины, государственные стивидоры в целом, должны быть приватизированы, т.е. переданы частному инвестору.
«Если в 2015 году объемы перевалки у нас в государственных стивидорах составили 48,9 млн. тонн, то в 2017 году этот объем составил 34,7 млн. тонн. Эта тенденция не меняется, грузопотоки у государственных стивидорных компаний падают, и мы призываем правительство именно к приватизации этих стивидоров для того чтобы мы могли привлечь инвестиции, сохранить рабочие места и сделать отрасль более конкурентоспособной, потому что сегодня мы видим, что конкуренцию они не выдерживают», – заявил руководитель АМПУ, Райвиц Вецкаганс.
По словам руководителя предприятия, все возможные механизмы привлечения частного капитала (концессия, продажа, приватизация либо аренда) станут одной из приоритетных задач ведомства в текущем году.
Морская отрасль ждет закона о концессии
Ожидается, что новый законопроект о государственно-частном партнерстве – концессии – могут принять уже до конца марта текущего года.
Концессия предполагает, что государство передает объекты, которыми оно обладает, частному бизнесу в аренду. По словам заместитель главы министерства экономического развития, первые готовые проекты украинцы смогут увидеть через несколько лет.
«Мы должны понимать, что концессионные проекты – это не полгода и даже не год. Его анализ, его структурирование может занять и три года. На сегодняшний день первый проект, который мы видим – это связано с инфраструктурой, с портами», – заявил Михаил Титарчук.
Вместе с тем в Министерстве экономического развития и торговли предлагают внести изменения еще к 35 законам, в частности связанных с земельными вопросами.
Если коротко коснуться сущности проекта Закона, то согласно нему, срок концессии может составлять от 3 до 50 лет. Инициаторами концессии могут выступать органы государственной власти, осуществляющие управление объектами государственной собственности, органы местного самоуправления или юридические лица частного права (резиденты и/или нерезиденты). Исполнитель концессии выбирается на концессионном конкурсе, который проходит в четыре этапа: предварительный отбор претендентов; представления конкурсных предложений участниками; оценка конкурсных предложений и выбор победителя; переговоры с победителем.
Ожидается, что первыми проектами государственно-частного партнерства в Украине станут концессии двух государственных стивидоров.
Уже в ноябре 2017 года было подписан договор о финансировании разработки технико-экономического обоснования проектов концессии ГП «Херсонский морской торговый порт» и ГП «Стивидорная компания «Ольвия»» при участии ЕБРР.
ЕБРР обязуется покрыть расходы на техническую помощь в организации указанных концессионных проектов, а также на подготовку справедливых и прозрачных конкурсов для привлечения частных инвесторов к передаче в концессию двух государственных стивидорных компаний.
«Успешная реализация пилотных для отрасли проектов создаст основу для долгосрочного инвестирования в развитие портов на понятных и взаимовыгодных условиях, как для бизнеса, так и для государства. Только по предварительным расчетам, передача двух государственных стивидоров в концессию будет способствовать увеличению грузопотока не менее, чем на 5,5 млн. тонн и привлечению инвестиций в объеме до 140 млн. долл.», – отметил Райвис Вейкаганс.
Реализация непрофильных активов
В числе основных приоритетов АМПУ на текущий год – реформа структуры организации, создание двух филиалов: филиал дноуглубительного флота АМПУ и Служба капитанов морских портов, прохождение аудита Международной морской организации (IMO) и реализация непрофильных активов.
«Мы продолжаем работу по оптимизации непрофильных активов. Я считаю, что в 2018 году ее нужно закончить, поскольку это накладывает дополнительные расходы на нашу себестоимость, эту работу нужно было сделать уже давно. Мы должны теперь уже эту реформу закончить, передавая непрофильные активы в большей степени в коммунальную собственность – в тесном диалоге, естественно, с профсоюзом, потому что в каждом из этих активов имеют рабочие места наши сотрудники», – говорит Райвис Вецкаганс.
Очевидно, что без гармонизации законодательства и привлечения европейских инвестиций в понятном и прозрачном правовом поле, приватизация неликвидных активов опять будет выполнена не в полном объеме. Перспективный план на этот год обещает 22,5 млрд. грн. дохода от приватизации, в том время как за прошедшие шесть лет общий доход составил ок. 6 млрд. грн., хотя в 2017 году зафиксирован серьезное увеличение доходов от приватизации.