Уровень готовности избирательных комиссий к досрочным выборам народных депутатов. Аналитика

 

При анализе избирательной кампании 2014 года из поля экспертов часто выпадает такой субъект избирательного процесса как территориальные избирательные комиссии.

 

При многочисленных социологических и статистических данных о ходе предвыборной гонки, анализе партийных программ и программ кандидатов в депутаты Верховной Рады почти нет эмпирических данных о том, каким образом идет работа по подготовке выборов в самих комиссиях, с какими сложностями они встречаются и каким образом их преодолевают.

 

Кто руководит окружными избирательными комиссиями?

 

По материалам социологического исследования, которое провели с 30 сентября по 8 октября мониторингово-аналитическая группа «Цифра» совместно с Киевским международным институтом социологии, абсолютное большинство (91%) руководителей и секретарей ОИК имеют большой опыт работы на выборах в качестве члена избирательной комиссии. В среднем представитель ОИК принимал участие в пяти выборах.

 

В гендерном соотношении 57% руководителей комиссий – женщины, 43% – мужчины. Абсолютное большинство опрошенных имеют высшее образование (84%).

 

 

 

Что касается представительства политических партий, то статистика такова:

 

– наибольшее количество кандидатов в ОИК выдвинули

 

 ВО «Батькивщина» (12%);


 

 

 УДАР (11%);


 

 

  ВО «Свобода» (10%);


 

 

 Партия регионов (10%);


 

 

  ВО «Громада» (6%);


 

 

  Радикальная партия Олега Ляшко (4%);


 

 

– Это объясняется тем, что парламентские партии имели квоту вне конкурса на внесение членов окружных комиссий, – поясняет Назар Бойко, руководитель мониторингово-аналитической группы «Цифра».

 

– среди руководящего состава избирательных комиссий картина такова – 41% беспартийные, 13% представляют ВО «Батькивщина», 9% ВО «Свобода», 8% УДАР, 7% партию регионов и 4% КПУ.

 

Формирование и функционирование ОИК.

 

Большинство окружных избирательных комиссий имеет установленную законом численность (от 16 до 18 человек). Что, по мнению большинства опрошенных руководителей ОИК, является достаточным для организации работы комиссий.

 

Далеко не все члены ОИК присутствовали на первом заседании (2/3 от общего числа). Это связано с тем, что политические партии, имея законное право, часто отзывали кандидатуры, внесенные ранее в качестве членов избирательных комиссий. 

 

Читайте также на «Информер»: Образование в предвыборных программах политических партий  

 

Большинство из окружных избирательных комиссий имеют необходимые ресурсы для работы. Однако, заметна некоторая диспропорция. Несколько больший процент сельских ОИК (30% перед 23% городских окружных избирательных комиссий) имеют проблемы с логистикой, доставкой бюллетеней и прочими техническими сторонами организации избирательного процесса.

 

В целом же 19% опрошенных считают, что наиболее важной проблемой для ОИК является формирование их состава, на втором месте – обучение членов ОИК (14%). При этом 91% опрошенных руководителей и секретарей ОИК заявляет, что их профессиональный уровень позволяет им занимать такую должность и на должном уровне организовать работу избирательной комиссии.

 

Однако, при опросе руководителей избирательных комиссий относительно уровня рядовых членов комиссий, только 10% оценили этот уровень как отличный, 45% – хороший, 41% – как удовлетворительный и неудовлетворительный, – говорит Назар Бойко, руководитель мониторингово-аналитической группы «Цифра».

 

Материально-техническая база ОИК.

 

Наверное, наиболее благополучный сектор вопросов связан именно с материально-техническим состоянием и обеспеченностью ОИК техникой.

 

85% руководящих членов ОИК считают, что комиссии обеспечены средствами связи на должном уровне, 7% считают его недостаточным и 8% затруднились ответить.

 

Обеспечение сейфом 86% руководителей ОИК считают достаточным, 6% так не считают, и 8% имеют сомнения относительно хорошей обеспеченности сейфом ОИК.

 

Лишь 71% опрошенных считают, что ОИК хорошо и полностью обеспечены техникой, 15% считают такую обеспеченность неполной.

 

Что касается состояния рабочих помещений, то благополучной ситуацию видят 77% опрошенных, с ними не согласны 13%, а 10% считают, что есть некоторые проблемы с помещениями для работы ОИК.

 

Напомним, что согласно действующему законодательству есть определенные нормы площади для избирательных комиссий, которые могут изменяться в сторону уменьшения по решению ОИК, но не более чем на 50% предусмотренного законом стандарта.

 

Безопасность окружных избирательных комиссий.

 

Учитывая сложную ситуацию на ряде образованных избирательных комиссий в Луганской и Донецкой областях, общую нестабильность в Украине, то дополнительные меры безопасности должны коснуться и избирательного процесса, в частности обеспечения безопасности ОИК.

 

 

Читайте также на «Информер»: Условия ведения предвыборной агитации. Аналитика

  

 

По опросам лишь 43% руководящего состава комиссий видят реальное увеличение мер безопасности, 36% опрошенных таких мер не замечают, остальные затруднились с ответом. При этом 40% опрошенных не волнует ситуация с безопасностью на ОИК, 14% обеспокоены своей личной безопасностью в связи с работой в ОИК, 11% переживают за близких из-за их работы в ОИК, 10% обеспокоены возможностью применения насилия к ним в день выборов.

 

Наибольшее количество обеспокоенных личной безопасностью членов и руководителей ОИК приходится на Донецкую и Луганскую области. В частности, ряд членов ОИК отказались давать интервью, мотивируя это возможностью распространения этих данных и потенциальной опасностью для их жизни.

 

Оплата работы руководящего звена ОИК.

 

Согласно порядку, оплата труда членов избиркомов, работающих на платной основе, осуществляется за счет средств госбюджета. Работа членов комиссий в день голосования и дни установления итогов голосования оплачивается в размере не более 14% минимальной заработной платы за каждый отработанный день.

 

Размер заработной платы членов комиссий, освобожденных от исполнения обязанностей по основному месту работы, не может быть ниже их средней заработной платы по основному месту работы. Оплата труда члена избирательной комиссии, который является пенсионером либо временно не работающим лицом, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного на момент ее начисления.

 

Согласно проведенному исследованию почти 1/5 опрошенных знают членов ОИК, которые получают материальную компенсацию за работу в избирательной комиссии от политической силы, которая их туда выдвинула. Однако половина руководящего состава ОИК не считают такое финансовое вознаграждение важным, 28% – считают его важным, 22% не смогли ответить на этот вопрос.

 

Чем этот ответ важен? Члены ОИК признали, что они получают денежные средства от субъекта избирательного процесса. Эти денежные средства никаким образом не проходят по финансовым отчетам, бюджетам политических партий. Я считаю, что это может дать материал для прокуратуры, если будет политическая воля разобраться. Однако об этом вряд ли можно сейчас говорить, т.к. годами и десятилетиями политические партии использовали подобные механизмы оплаты «черными деньгами» членов ОИК, – подчеркнул Назар Бойко.

 

Более половины опрошенных (52%) неудовлетворенны оплатой их работы со стороны государства. Только 29% признали финансовое вознаграждение за их работу на выборах удовлетворительным.

 

В среднем это 1200-1300 гривен. Люди считают, что это недостаточно за тот объем работы, ту ответственность, – поясняет политический аналитик.

 

Влияние на окружные избирательные комиссии.

 

Если более половины руководителей ОИК не удовлетворены оплатой своего труда, то ещё меньше считают, что они защищены от внешнего вмешательства в их работу. Только 7% опрошенных считают, что деятельность ОИК полностью защищена от внешнего влияния, а 27% наоборот считают, что такой статус их абсолютно не защищает.

 

Каждый четвертый опрошенный подчеркнул, что встречал ситуации, когда политическая принадлежность члена комиссии влияла на решения, которые тот принимал. Причем в большинстве случаев это решение было в пользу той политической силы, которая делегировала члена ОИК.

 

Ситуация с административным давлением не очень часто встречается. С ней встречались только 11% опрошенных. Кроме того члены и руководители ОИК довольно хорошо настроены по отношению к наблюдателям. 77% сказали, что наблюдатели не вмешиваются в деятельность ОИК.