Несмотря на возросшую до почти 1,63 млрд грн стоимость реконструкции «уставшего» Ивановского путепровода буквально накануне Нового Года, 30 декабря 2021 г. управление дорожного хозяйства Одесского горсовета объявило в системе Prozorro тендер на его реконструкцию, передает «Пассажирский транспорт».
Стартовая стоимость — 1 миллиард 629 миллионов 129 тысяч гривен гривен. Заявки от потенциальных участников принимают в срок до 7 февраля, а электронные торги состоятся 15 марта. Все работы должны быть выполнены до конца 2023 года.
Суть технического задания состоит в том, что на первом этапе работ сначала полностью демонтируют нынешний путепровод. А затем будут строить новый шестиполосный путепровод с двухуровневой развязкой на перекрестке с улицей Святослава Рихтера.
Несмотря на то, что фактически это будет один длинный путепровод, в технической тендерной документации он разбит на два — так называемые «большой» путепровод над железной дорогой и «малый» непосредственной над улицей Рихтера.
Отдельно оговорены ряд мероприятий по обеспечению безопасности и непрерывности движения по железной дороге в ходе работ по демонтажу и строительству.
Отметим, что альтернативная идея строительства данной развязки в виде тоннеля под железной дорогой вместо мостовой конструкции не встретила одобрения — все будут строить более традиционным путем, Тем более, что, формально, речь идет именно о реконструкции существующего путепровода, к которому добавят новую часть.
Стоимость проекта несколько раз росла. Первоначально, весной и летом 2021 года, речь шла, по самым первым предварительным оценкам, о сумме примерно в 500 миллионов гривен. Затем говорилось о 800-900 миллионах, а в конце 2021 года заявлялось о стоимости в 1,3 миллиарда гривен. Таких средств в городском бюджете нет и не предвидится — их городские власти надеются получить из государственного бюджета по программе «большого строительства» или чего-то в этом же роде. Тем временем за счет городского бюджета выполнили проектирование — суммарно за 11 миллионов гривен.
Ивановский путепровод построили в 1967 году, и с тех пор он не знал ни капитального, ни сколь-нибудь серьезного ремонта. Мост был построен, чтобы обеспечить связь Одессы с районом Овидиопольской дороги над железной дорогой. По нему проходит практически все сообщение центра Одессы с районом Ближних и Дальних Мельниц, районом Курсаки, Ленпоселком, аэропортом, а также сообщение с промрынком «7-й Километр», на Овидиопольскую дорогу, курорт Затока, на Белгород-Днестровский. Также через Ивановский путепровод проходит значительная часть междугородних и пригородных автобусных маршрутов, которые затем идут по трассе «Одесса – Рени»: они таким образом объезжают Дальницкий переезд через железную дорогу.
За более чем 55 лет с момента постройки путепровод ни разу серьезно не ремонтировали и сейчас его состояние признано аварийным. Во многих местах несущие опоры и несущие конструкции выглядят плачевно. Бетон обвалился, ржавеет и разрушается уже арматура.
Еще с марта 2021 года Ивановский путепровод признан аварийным и почти полностью закрыт для движения. По путепроводу можно ехать только легковым машинам с ограничением скорости, причем только по одной полосе в каждом направлении. Движение грузовиков и автобусов, а также троллейбусов по путепроводу перекрыто полностью. Маршруты автобусов направлены в объезд, а троллейбуса №12 «укорочен». На въездах на аварийный путепровод даже установили габаритные ворота, призванные ограничить высоту движущихся там автомобилей — и несколько раз в этих воротах застревали большегрузные фуры, которые в нарушение запрета пытались проехать по аварийному путепроводу.