В ожидании евроинтеграционного закона: перспективы речных портов Украины

На декабрь 2017 года в Украине так и не был принят закон, который бы регулировал деятельность внутреннего водного транспорта и работу речных портов.

Баталии в настоящий момент разворачиваются между авторами конкурирующих законопроектов. Каждый из них имеет под собой одну цель: улучшение состояние в отрасли, которая недостаточно используется в Украине, но векторы развития разнятся.

Что же ждет украинские речные порты, и речную отрасль в целом, в ближайшем будущем?

 

 

Европейские обязательства и интеграция в интернациональные структуры

Европейская интеграция Украины является всеобъемлющей. Поэтому важно помнить о том, что до 2019 года Украина должна гармонизировать законодательство в транспортной сфере.

Как подчеркивают эксперты, само по себе не выполнение европейских норм не несет для Украины каких-либо санкций, но серьезно затруднит развитие торговых и логистических операций со странами ЕС.

Ситуация с принятием закона о внутренних водных путях вызывает обеспокоенность, как у экспертов, так и в министерстве инфраструктуры.

Проблемы судоходства на Днепре

«Водный транспорт у нас очень отстает… У нас фактически все для его развития – не хватает только базового закона, который бы регулировал функционирования внутренних водных путей. Мы никак не можем принять этот закон, преодолеть монополию и впустить других игроков к нашим речным границам. Мы сами сдерживаем использования транспортного потенциала рек в полной мере и создаем условия для сокращения инвестиций, а это – существенный уровень износа инфраструктуры и отсутствие бюджетных средств на ее содержание, я уже не говорю об острой нехватке флота для перевозок грузов реками», – пишет в колонке для «Европейской правды» Виктор Довгань, заместитель министра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции.

Законопроект, на который ссылается чиновник, должен определить источники финансирования расходов на содержание, ремонт и реконструкцию судоходных гидротехнических сооружений, определить условия освобождения судов от платы за шлюзование, портовые сборы в портах многое другое.

Проект также предусматривает целый ряд нововведений и перемещение грузопотоков с автомобильных дорог на внутренний водный транспорт, что должно позитивно повлиять как на дорожное хозяйство страны, так и на экологию.

«Этот проект – это содействие развитию береговой инфраструктуры, улучшение состояния речного хозяйства, содействие развитию на конкурентных началах рынка услуг в сфере водного транспорта и привлечения новых инвестиций, которые нам так нужны и которые мы можем получить благодаря этому проекту», – подчеркивает Виктор Довгань.

Потенциал рек используется в Украине всего на 3%

По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, разработанный министерством законопроект также является залогом развития потенциала р. Днепр в разрезе грузовых и пассажирских перевозок.

«Мы имеем не только законопроект, но и ряд документов для его имплементации – бизнес-план по развитию перевозок по Днепру. Мы благодарим наших международных партнеров за экспертную помощь при подготовке этого базового документа, а также за поддержку ключевых реформ, которые инициирует Министерство инфраструктуры», – заявил он.

Глава министерства также отметил, что законопроект о развитии внутренних водных путей отвечает задачам Логистической стратегии, разработанной для Украины при поддержке Всемирного банка. Принятие внесенного в парламент законопроекта является важным также с точки зрения имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС.

Несмотря на значимость проекта в контексте развития внутренних водных путей и политики европейской интеграции он до сих пор не принят парламентом Украины, несмотря на то, что был впервые принят на рассмотрение Верховной Радой ещё в августе 2015 года.

 

 

Международный контекст развития внутренних водных путей Украины

В ситуации, когда законодательство Украины ещё не гармонизировано с нормами ЕС, Украина все равно участвует в целом ряде европейских инициатив, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, в частности внутренних водных путей.

В конце ноября 2017 года Украина стала частью общеевропейской транспортной сети TEN-T. Её цель: совершенствование автомагистралей, железных дорог, аэропортов, внутренних водных путей, а также комплексная координация всей системы движения. Это событие стало результатом Брюссельского саммита Восточного партнерства.

Перевозка грузов на самоходных баржах в странах ЕС

Свои подписи под документом «Взаимопонимание высокого уровня между Украиной и ЕС о распространении индикативных карт транспортной сети TEN-T на Украину» поставили министр иностранных дел Украины Павел Климкин и высокий представитель ЕС Федерика Могерини.

«Украина включена в индикативные карты европейской транспортной сети TEN-T. Это большой успех и большой вызов. Это означает, что транспортная инфраструктура Украины должна как можно скорее стать единым целым с инфраструктурой ЕС и развиваться в гармоничном сочетании. Скорость, качество, безопасность мультимодальных перевозок должны проходить по европейским стандартам. Для инвесторов и международных партнеров – это мощный сигнал, что инфраструктура Украины развивается, имеет европейское будущее и в нее можно и нужно вкладывать средства», – отметил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян.

Проект Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) предусматривает создание новой транспортной системы на территории ЕС, которая объединит 94 морских и речных порта, 38 международных аэропортов и около 15 тыс. километров скоростных железных дорог. Проект предполагает развитие девяти транспортных коридоров.

Проект Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) объединит 94 морских и речных порта

В направлении территории Украины проходят два коридора: Средиземноморский коридор (от Пиренейского полуострова до венгерско-украинской границы) и коридор Рейн — Дунай (через водные пути Майна и Дуная, с ответвлением от Мюнхена в Прагу, Жилину, Кошице до границы с Украиной).

До момента включения Украины в TEN-T оба транспортных коридора заканчивались на границе со странами ЕС. Теперь эти коридоры включают территорию Украины и открывают перспективы широкомасштабного международного сотрудничества по развитию мультимодальных перевозок между Европой и Азией, закрепляют за Украиной статус страны-транзитера.

 

 

Итоги и перспективы для украинских речных портов

Эксперты утверждают, что в настоящий момент Украина использует потенциал речного транспортного сообщения всего лишь на 3%. С принятием законодательства, которое отвечает европейским нормам, речные порты Украины ожидают дополнительные инвестиции и увеличение грузопотока.

«С принятием законопроекта ожидается рост инвестиций: более 500 млн. евро в ближайшие 5 лет и увеличение грузопотока до 32 млн. тонн в год. Такие компании, как Cargill, NCH, Ferrexpo, «Гермес» планируют инвестировать в речные перевозки при условии принятия закона. Также Европейский Банк Реконструкции и Развития и Европейский Инвестиционный Банк планируют финансировать в восстановление речной инфраструктуры 50 млн. евро на первом этапе в случае принятия законопроекта», – подчеркивает советник министра инфраструктуры Александра Клитина.

Перегрузка с баржи на морское судно

Но даже в условиях непринятого закона о внутренних водных путях есть определенные позитивные подвижки. Увеличивается количество перевезенных грузов (во многом благодаря зерновым). Впервые за долгие годы Министерство инфраструктуры Украины в 2015 году решило закрывать речную навигацию не в фиксированные сроки, а в зависимости от реальной обстановки на основных судоходных артериях. Поскольку зима была мягкой, то речную навигацию на Днепре закрыли лишь 31 декабря 2015 года, а возобновили ее уже 16 февраля 2016-го. Также развивает логистику и широту предоставляемых услуг «Укрречфлот». Что касается частных компаний, то тут большие объемы роста демонстрирует компания «Нибулон», которая строит инфраструктурные объекты и даже участвует в дноуглублении Днепра.