Быстрых реформ в Украине не будет – был убежден грузинский реформатор Каха Бендукидзе. Он исходил из состояния умов элиты и общества. Что можно воплотить из плана грузинского политика, а главное – как это сделать, рассказала основатель и редактор «Forbes Украина», автор книги «Гудбай, империя. Разговоры с Кахою Бендукидзе» Владимир Федорин.
Диагноз Украины
По итогам 2015 года она будет самой бедной страной в Европе с душевым ВВП 2 тысячи долларов. То есть беднее даже, чем Молдова. Украина – самая коррумпированная страна Европы, если посмотреть на рейтинг Corruption Perception, который делает Transparency International.
Самая несвободная экономика в Европе, если мы посмотрим на индекс экономической свободы Heritage Foundation. Украина – самая медленно растущая страна, ушедшая из соцлагеря. То есть по темпам роста душевого ВВП – самая неуспешная страна из тех, которые покинули коммунистический строй. По уровню государственных расходов Украина – абсолютный лидер среди посткоммунистических стран. В прошлом году она потратила 53% ВВП, что на 12% больше, чем Россия, более чем на 20% больше, чем тратит Грузия, на 10% больше, чем Польша. Это говорит, что украинское государство, в неэффективности и коррумпированности которого ни у кого нет сомнений, через себя перераспределяет огромный размер национального богатства. Результаты этого – нулевые.
Государства слишком много. Это выражается не только в уровне госрасходов, но и в количестве госпредприятий (почти 2 тысячи), которые являются государственными только номинально. Это частные лавочки, которые искажают систему экономических стимулов. Государственный сектор (это признает даже такой нереформаторский премьер Арсений Яценюк) является основным источником в том числе политической коррупции. Этот сектор реформировать практически невозможно, потому что у государства не хватит мощностей, чтобы взять его под контроль. Его нужно приватизировать, ликвидировать.
Налоговое бремя – одно из самых высоких в мире. Если мы посмотрим на уровень государственных доходов, мы увидим, что Украина входит в двадцатку стран, где самые большие собираемые налоги. Слишком много регулирования. Если мы посмотрим на показатель свободы экспорта и импорта – Украина на 154 месте. Можно перечислять наши беды еще долго, но я процитирую слова Кахи Бендукидзе: «Ваша главная проблема в том, что вы жили, живете и стараетесь жить далее за чужой счет».
План Бендукидзе, или план Б
План А, как мы видим, работает плохо. Надо думать, чем этот план заменить. Одним из элементов неподготовленности Украины к радикальным реформам является то, что нет альтернативы. Я же расскажу про альтернативу. Многим она покажется слишком жесткой, но план Б рано или поздно придется в той или иной конфигурации реализовывать.
Украина находится в ситуации, в которой были многие страны Латинской Америки в начале 80-х годов, постсоциалистические страны в конце 80-х – начале 90-х, некоторые страны в нулевые в том числе во время Великой рецессии 2008-2009 годов. Украине нужно просто воспользоваться общедоступной, показавшей свою эффективность, рецептурой.
В ответ на долговой кризис в Латинской Америке в 80-е годы был сформулирован набор принципов экономической политики, который позже был назван Вашингтонским консенсусом. Политика по имплементации Вашингтонского консенсуса в конце 80-х – начале 90-х получила 2 названия: Big Bang и Шоковая терапия. Это словосочетание придумали оппоненты Бальцеровича, которые считали, что он уничтожает замечательную тяжелую промышленность и все достижения коммунистической Польши. Сейчас, когда Польша в 3,5 раза богаче Украины можно сказать, что в споре между Бальцеровичем и его оппонентами точка поставлена. Бендукидзе во многом опирался на Вашингтонский консенсус.
Основные принципы плана Б
1. Новое видение, куда и зачем Украине нужно идти. Ей нужно выставить на уровне 80% в год и устойчивый на протяжении 10-15 лет экономический рост, потому что это вопрос национальной безопасности. Без этого страна не сможет себе позволить оборонных расходов. Это вопрос национальной безопасности и с точки зрения внутренней политики, потому что, будучи беднейшей страной Европы, трудно сохранять разнообразную и с точки зрения языковой, и с точки зрения убеждений страну.
2. Дать максимальную свободу людям. Что такое экономическая свобода? Некоторые говорят, что в 90-е годы в Украине была огромная экономическая свобода. Это неправда, потому что тогда не было макроэкономической стабильности. Она проистекает, в первую очередь, из сбалансированного бюджета, который не нужно наполнять с помощью налоговых репрессий. Этот бюджет сбалансирован на более низком уровне государственных расходов. Не на уровне 50%, а на уровне 35%. Соответственно, это помогает поддерживать макроэкономическую стабильность при более низком налоговом бремени. Не 36% налогов должно собираться, как сейчас, а максимум – 28%.
3. Масштабная приватизация, устранение гнойника под названием госсектор. При том, не только в том, что считается сугубо экономическими областями: для образования и здравоохранения это тоже актуально.
3. Реформа рынка сельскохозяйственной и городской земли. Легально купить землю не то, что в селе, а в Киеве и Одессе нельзя. Вы можете ее купить, только раздав кучу взяток. Это нужно приводить к лучшим мировым стандартам.
4. Судебная реформа. Идея Кахи была в том, что Украина может воспользоваться украинской диаспорой в Канаде, где несколько десятков тысяч юристов носят украинские фамилии и могут быть привлечены к работе в высших судах и на местах. Для этого нужно поменять Конституцию, потому что в ней есть две категории высших должностных лиц, которые должны иметь не только украинское гражданство, но и ценз оседлости – 10 лет для президента и порядка 10 лет для члена Верховного суда.
Важно все перечисленные элементы делать одним пакетом. Опыт центрально-европейских реформаторов показывает, что если есть возможность собрать максимальное количество освобождающих реформ в один законодательный пакет, так и нужно сделать. Как говорил Бальцерович, в рамках экстраординарной политики вы можете сделать больше, чем в рамках политики as usual.
Как воплотить реформы
Было два момента, когда украинские власти могли воспользоваться окном возможностей и провести реформы – март 2014 года и декабрь 2014 года. В первом случае – победа революции, можно сделать очень много, честно сославшись на тяжелое наследие, оставленное предшественниками. Второй случай – после парламентских выборов. Откроется ли окно возможностей еще раз – это вопрос политической воли. Формальный повод к этому есть: коалиция, которая есть, работает плохо, принимает меньше 50% правительственных законопроектов. Это значит, что и у президента, и у премьера есть отличный повод для того, чтобы ее встряхнуть в начале осенней сессии.
Если этих реформ не сделать, то информационные технологии, биотехнологии, сингулярность ничего не изменят. Это все есть и в других странах. Украине перед тем, как воспользоваться плодами научно-технической революции, нужно создать основу.
То, что людям не нравится, как они живут – спрос на реформы – не создает никакого окна возможностей. Его создает политическая победа прореформаторских сил. Самый правдоподобный сценарий – это когда до Порошенко и его команды дойдет, что с такой экономической ситуацией его виды на второй срок минимальны и виды Украины на то, чтобы сохраниться в качестве даже не успешной, а просто какой-то страны, тоже не высоки. Консолидация власти, построение прореформаторской коалиции либо путем дисциплинирования этой, либо путем досрочных выборов, и имплементация плана Б, может, в другой конфигурации. Тут еще есть возможность не дожить до переизбрания – Майдан или военное поражение, глубокий экономический кризис, который перерастает в политический. Ощущение того, что политика, которая реализуется, безнадежна, в том числе и для лидеров страны, потихоньку приходит.
Важный момент – налоги. Нужно снизить их номинальные ставки. Без налоговой реформы в Украине невозможно победить коррупцию, потому что если у вас запредельные налоговые ставки, которые не имеют никакого отношения к жизни и платить по которым практически никто не может, это означает, что вы создаете спрос на конверты. Нужно снизить номинальные ставки и жестко применять новые правила. Так вы создаете возможность для порядочных людей, не платя никому взятки, существовать с разумным налоговым бременем. Но вы не можете просто снизить налоги, вы должны снижать расходы.
В стране появилось антикоррупционное бюро. Легко ли ему будет победить коррупцию, учитывая, что в стране есть коррупционное бюро под название прокуратура. 18,5 тысяч человек, среди которых скорей всего нет и 10 праведников, ни разу не бравших взятки. В Грузии – 300 прокуроров. Для того, чтобы обеспеченность прокурорами на душу населения была, как в Грузии, нужно их не 10 тысяч (как говорится в новой реформе), а 3,5 тысяч. И абсолютно других людей.
Как бороться с плохим образованием? Допустим, у меня есть племянница, которая закончила в Одессе -строительный институт. Получила диплом, но зарабатывает на жизнь другими вещами, но ближе к 30-ти надо будет думать, что с этим делать. Если бы этот вуз и 80% других были поставлены в рыночные условия, не получали государственного финансирования и просто прекратили свое существование, у молодежи были бы стимулы потратить свои деньги и время более правильно. То же самое с больницами. Это искусственный спрос, созданный за счет того, что государство забирает деньги у бизнеса и раздает их всевозможных жуликам.
Есть вопрос, что делать с тысячами людей, которые потеряют работу. Каха в ответ на это говорил: «Представьте, есть карманник, который режет кошельки в трамвае. Вы его поймали и лишили куска хлеба. Он будет недоволен». Чем врач, который не умеет лечить, лучше карманника? Чем ректор-взяточник лучше карманника? Я думаю, даже хуже. Вы устраняете огромный кусок вреда. Милиционеры, псевдоврачи и псевдопреподаватели – это паразитирующий средний класс. Представить себе средний класс, который лишили возможности воровать и который после этого устраивает какую-то революцию, невозможно. Бюджетник – это самый нереволюционный слой в любой стране.
Чем глубже будет реформа, в том числе государственного сектора, тем больше рабочих мест будет создаваться в частном секторе. Люди, которые выпадут из гнилых систем, получат возможность найти новое место в жизни. Кто-то после переподготовки. Хотя это не значит, что они будут счастливы и благодарны реформаторам. В Грузии и Словакии они проиграли выборы. Там политическая калькуляция была основана на том, что нормальных, хороших и честных людей в стране гораздо больше, чем паразитов. Этот расчет оказался правильным.
Грузины в Одессе
Мы с одним из соратников Саакашвили обсуждали его губернаторские полномочия. Год назад я изучал вопрос по децентрализации и имел несчастье прочитать закон Украины про областные государственные администрации. По этому закону полномочий на то, чтобы сделать что-то хорошее у губернатора нет, но на то, чтобы прессовать бизнес, облагать его взятками, есть. Соратник Саакашвили мне на это сказал, что на самом деле для политика такого уровня вопрос полномочий вторичен. И мы это видим, потому что нету по законам у украинского губернатора полномочий на камеру повозить прокурора об стол. А у политика оно есть.
Если вы посмотрите на то, что сейчас пытается делать Саакашвили в Одессе – там один из принципов, что результаты нужно давать быстро, поэтому он сразу берет на себя некий набор обязательств (откроет дом юстиции, будет там через 2 месяца выдавать какие-то документы, через полгода – получение загранпаспортов за день). Нужны зримые результаты и очевидные улучшения в тех точках, где человек соприкасается с государством. И я думаю, что мы должны помогать грузинским реформаторам.
Виктория Топол