Демобилизованные жители Ильичевска, которые защищали независимость Украины в зоне АТО, возвращаются из армии. Двое из них погибли. У ребят остались вдовы, дети. Но власти города упорно не желают замечать ни мертвых, ни живых героев. Они игнорируют их требования, льготы, не заботятся о семьях погибших. Создается впечатление, что мэр Ильичевска и его городской совет на стороне врага. Об этом на брифинге в Одесском Кризисном Медиа центре рассказали Геннадий Дашко, председатель общественной организации участников боевых действий «Рапира», и члены этой организации Александр Веселков и Олег Гладченко.
– В нашу организацию входят 37 членов, – говорит председатель «Рапиры», – и все они – участники боевых действий. Мы столкнулись с полным безразличием к нам в городе со стороны власти – мэра Валерия Хмельнюка и исполкома в полном составе.
Двое ильичевцев погибли в АТО в боях за независимость Украины. Семья одного из них, Василия Пыхтеева, живет на 12 кв. м. В одной комнате ютятся его вдова, шестилетняя дочь и ее родители.
– Мы встречались с мэром, – рассказывает Геннадий Дашко, – чтобы он помог им с жильем, но тот при первой встрече заявил, что условия жилищные у семьи достаточные. А после огласки этого факта пообещал выделить квартиру в строящемся доме, а пока оплачивать из горбюджета аренду квартиры для семьи погибшего бойца.
Но и тут Хмельнюк не держит слова до конца.
– Буквально сегодня утром мне позвонила Снежанна Пыхтеева, вдова Василия, и сказала, что ей звонили из горисполкома и сообщили, что город сможет компенсировать ей только 2 тыс. грн в месяц за аренду жилья. На эти деньги невозможно снять самостоятельную квартиру в Ильичевске, – возмущен боец АТО.
20 августа члены «Рапиры» и украинские патриоты пришли в горсовет Ильичевска на его заседание, с требованиями, чтобы он поддержал решение Верховной Рады Украины о признании России страной-агрессором и о декоммунизации города, тоже в соответствии с законом Украины. Но решение этих вопросов в горсовете всячески затягивается.
– Нам, людям вернувшимся с фронта, совершенно ясно, с кем мы ведем войну, – говорит Геннадий Дашко, – а вот городские власти рассмотрение этого вопроса явно затягивали, проявляя откровенный сепаратизм. В горсовете есть депутаты, которые говорили нам – обращайтесь к нам по-русски, потому что мы русские.
Охрана мэра применила газ против украинских патриотов, 6 человек пострадало, а СМИ мэра Ильчевска рассказывают о том, что газ применили члены «Рапиры». Хмельнюк после этого перешел к переговорам, поняв что перегибает палку.
– У нас было три требования к городской власти, – рассказывает Геннадий Дашко, – жилье для Пыхтеевых, декоммунизация (снос памятника Ленину и переименование города), признание России страной-агресором. В итоге мы подписали бумагу, что он обязуется все требования выполнить. Новая сессия была назначена на 27 августа. Перед зданием горсовета нас встретило около сотни титушек. Нас пришло двадцать пять человек.
А перед этим, по словам активистов, промэрские СМИ распускали слухи про 500 «правосеков-бандеровцев», которые, якобы, приедут в город, чтобы сносить памятник Ленину и крушить город. При том, что саму сессию провели тайно тремя днями ранее. Единственное, что на ней удовлетворили из требований ветеранов АТО, – это признание России страной-агрессором.
– Мы захотели встретиться с мэром, чтобы он объяснил все это, причем публично, в присутствии журналистов, но тот отказался, – говорит Геннадий Дашко. – Но мы от своего не отступим и будем дальше бороться за права участников АТО, погибших и живых, а также за то, чтобы в городе соблюдались законы, и шла борьба с коррупцией.
Александр Веселков рассказал, что в Ильичевске чувствуется информационный вакуум, это такое себе государство в государстве.
– Мэр болезненно играет на чувствах людей, – рассказывает активист. – Он демонстрирует, будто бы его принуждают сносить Ленина и переименовывать город. Так он раскалывает жителей нашего небольшого города. Хотя этого требуем не мы, это положено по законам Украины и ему придется это сделать. Но ответственность он хочет переложить на нас.
Олег Гладченко рассказал, что, вернувшись с фронта, пройдя там все то, что бывает на войне, он сломался, причем не на войне, а уже тут, дома.
– Люди проявляют патриотизм, инициативы, хотят вывести страну из коррупционной ямы, но власти не общаются с ними и, наоборот, препятствуют их деятельности, – возмущается он. – При мэре Хмельнюке всегда подчеркивалось, что Ильичевск отдельный город, особый. Всем управляют в городе семейные кланы, которые никого не допускают больше к власти. Руководят все те же регионалы, служат им и охраняют – титушки, которые глумятся над патриотами, смеются над украинскими символами и гимном.
– Государственные флаги, разговоры на украинском языке всегда в городе порицались, – продолжает боец. – Хотя ильичевцы понемногу просыпаются. Теперь мы и те ильичевцы, которые возвращаются с фронта, будем бороться за нашу страну, за нас, за память наших товарищей.