Финансовая прозрачность власти – это, безусловно, возможность и гарантия контроля над властью. Исторически сложилось так, что украинская власть не воспринимает граждан как клиентов, в то время как социальная активность растет. Тенденция к открытости власти теоретически означает возможность демократического развития. И наоборот: сохранение существующего порядка усугубит уже имеющиеся кризисы власти.
Анализ законодательной базы Областного и Городского советов Одессы, предпринятый Институтом Политической Информации (Одесса) совместно с Центром политических студий и аналитики (Киев), выявил их крайнюю неготовность к бюджетной децентрализации. В нормативно-правовых актах существует несоответствие между национальным законодательством в бюджетной сфере и местным уровнем права. Это, например, проявляется в отсутствии:
бюджетного регламента, который бы предусматривал проведение обязательных общественных слушаний перед принятием бюджета,
норм, регулирующих публикацию информации о расходной части бюджета по сферам, организациям и учреждениям,
порядок обнародования на официальном веб-сайте совета Деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера депутатов городского совета,
системы допороговых закупок.
Эту систему применяют для допороговых закупок, то есть, тех, чья стоимость не превышает пределы, установленные Законами Украины «Об осуществлении государственных закупок».
В то же время в Житомире, например, закреплён порядок проведения обязательных общественных слушаний перед принятием бюджета, в Черновцах публикуют информацию о расходной части бюджета, разделенную по сферам, учреждениям и организациям, во Львове используют систему допороговых закупок и опубликовывают на веб-сайте совета декларации депутатов об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера.
Инструментом контроля над бюджетом, по мнению Владимира Тарная (ЦПСА), может стать общественный бюджет – Citizens budget – бюджет, адаптированный для обычных граждан. Международный индекс открытости бюджетной информации определяет общественный бюджет как один из восьми необходимых документов, которые ложатся в основу определения уровня бюджетной прозрачности власти в мире.
Исследователь отмечает, что единого стандарта для общественных бюджетов не существует. Страны и города нарабатывают свои собственные подходы. Существуют практики создания общественных бюджетов для госбюджета (США), областного бюджета (Ленинградская область, РФ), районного бюджета (округ Мерикопа, США), бюджета города (Сан-Диего, США).
Некоторые органы власти создают он-лайн сервисы – открытые бюджеты, визуализируют бюджетную информацию, например, Бостон и Москва, на районном уровне – Пермская и Мурманска области РФ.
Таким образом, в вопросах подотчетности и контроля над властью помогают интернет-технологии и IT-сервисы.
В 2013 году Центр политических студий и аналитики разработал модель общественного бюджета, а сейчас готовит платформу, которая позволила бесплатно создавать заинтересованным органам местного самоуправления общественные бюджеты по всей стране. Сейчас предусмотрено создание пяти модулей визуализации.
Первый из них предполагает визуализацию общей картины, которая бы давала представление о взаимосвязи доходов и расходов бюджета.
Модуль основан на бюджетном классификаторе и программном обеспечении, которым пользуются органы местного самоуправления, поэтому он гибкий к изменениям законодательства и является относительно понятным для местных чиновников.
Однако его слабостью, как обозначают сами разработчики, является несовершенство информационно-аналитических систем, которыми пользуются органы местного самоуправления. В автоматическом режиме он сравнивает данные по каждой статье доходов и расходов к предыдущему году и дает возможность увидеть абсолютную и относительную динамику.
Что касается практики других государств, то, как обозначают исследователи ЦПСА, неправительственная организация Open Knowledge, которая работает в сочетании Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, создала сайт http://wheredoesmymoneygo.org/. Портал направлен на прозрачность и участие граждан в ходе анализа и визуализации информации о государственных расходах Великобритании. Первая версия сайта и ПО была разработана в 2007 году, идею предоставил член организации Open Knowledge Джонатан Грей.
Интересный опыт «Открытого бюджета» муниципалитетов у города Окленд, что находится в Соединенных Штатах Америки http://openbudgetoakland.org/. Данный портал является результатом работы многих общественных деятелей, правозащитников, программистов и городских чиновников. «Открытый бюджет» Окленда способствует более глубокому пониманию городского бюджета, таким образом, что заинтересованные граждане, должностные лица и другие заинтересованные лица могут участвовать в предметном обсуждении того, как город Окленд в настоящее время работает и как оно будет работать в будущем.
В Бостоне инициатива создания «Открытого бюджета» принадлежала не общественности, а была инициирована по политической воле мэра города Мартина Уолша. Данный проект является совместной работой между Управлением финансов и бюджета и Департамента инноваций и технологий. Они исходили из принципа, что документ, на котором запечатлен местный бюджет, достаточно большой и не позволяет многим жителям города понять информацию, которая в нем отражена. Поэтому они создали сайт, который позволяет людям визуализировать бюджетную информацию по-разному, используя графики и интерактивные карты. Например, карта на портале «Открытого бюджета» Бостона http://budget.data.cityofboston.gov/#/ позволяет пользователям узнать стоимость проектов по соседству, и увидеть, сколько денег на него будет тратиться на протяжении бюджетного года.
Очень неожиданно, но яркий пример отражения бюджетной информации имеет восточно-африканская страна Кения.
Данный портал создан независимой инициативой Twaweza, которая была создана лидером гражданского общества Танзании Ракеш Раджан в 2009 году. Инициатива работает в Кении, Танзании и Уганде. Их совеместный труд направлен на эффективное и прозрачное управление руководствами государств, где они работают. Основные ключевые ценности Twaweza: прозрачность и связь, этическая целостность, отображение и обучения и ответственность и инициатива.
Кенийский портал позволяет гражданам посмотреть, как государственные деньги расходовались с 2002 года по 2011 год, и в дополнение к этому по каждому округу отдельно. Налогоплательщики могут быстро получить представление о том, как правительство распределяет налоговые ресурсы, и более того, им не нужно делать отдельную экспертизу бюджета для этого.
По мнению Анастасии Матвиенко, руководителя аналитического отдела Одесской областной организации ВОО «Комитет избирателей Украины», контроль над бюджетом может осуществляться путём:
работы общественных советов (как при совете в целом, при городском голове, при исполнительном комитете, так и при отдельном структурном подразделении).
Могут проводиться общественные слушания, на которых происходит обсуждение той или иной стадии бюджетного процесса (от формирования запросов до отчета).
Отдельные инициативные группы могут проводить антикоррупционные расследования: от отдельно взятой стадии или какого-то процесса, связанного с публичными финансами, до всего процесса в целом.
В общем, как отмечает Анастасия Матвиенко, формы контроля над бюджетом те же, что и за другими публичными процессами.
В заключение скажем, что бюджеты – влиятельные инструменты для удовлетворения потребностей граждан и обозначения приоритетов развития. Тенденция к открытости бюджетов при возрастающей социальной активности граждан сможет послужить основой для сглаживания социально-политических противоречий.