Примирение и конфликты: что беспокоит жителей Юга Украины?

Процессы, направленные на примирение украинского общества будут актуализированы в любом случае. Даже если противостояние на востоке страны продлиться, то необходимость диалога и поиска путей для выработки общего будущего будут актуальны. Это подтверждают слова высших руководителей государства, которые подчеркивают тот факт, что у Украины нет и тень сомнения относительно принадлежности оккупированных территорий. Однако, само по себе вступление в переговорный процесс с лидерами непризнанных ДНР и ЛНР в некоторой степени легализует эти образования. Поддержка мирового сообщества сводится лишь к рекомендациям и наблюдению, поэтому украинскому обществу придется самому искать пути выхода из сложившейся ситуации, применив весь доступный на сегодня инструментарий по решению подобных проблем.

 

Определение конфликтного потенциала отдельных регионов Украины

В рамках серии круглых столов «Национальный диалог: преодолевая прошлое, переживая настоящее, строя будущее» было реализовано масштабное социологическое исследование, которое призвано выявить конфликтный потенциал всех регионов Украины и попытаться дать эмпирический материал для экспертного сообщества и власти с целью выработки рекомендаций для утверждения благоприятной атмосферы для диалога и примирения. Проект анализирует большой массив данных связанных как с настоящими процессами, так и с тем, что разъединяет украинцев в прошлом, а также, что может стать объединяющим в будущем.

– Мы всегда знали, что наша страна не является гомогенной. На протяжении двадцати и даже более лет независимости ничего не делалось для того, чтобы объединить эти разные кусочки страны. Это не уникальная ситуация, в мире много таких стран. Но они мирно существуют различные группы с различными идентичностями и памятями. В этих странах существуют мощные политики национального единства, которые разрабатываются и внедряются государством. В Украине такой политики никогда не было, – подчеркивает директор по аналитической работе и внешних связях МЦПИ Елена Захарова.


Остановимся на том, как жители Причерноморского региона (Николаевская, Одесская и Херсонская области) оценивают конфликтный потенциал в Украине. На вопрос «Что происходит в Украине?» 18% ответили борьба с внешним врагом (Россией), 15.8% уверены, что идет гражданская война, 14.5% не смог выбрать ни одного варианта из предложенных, 13.8% считают, что идет борьба внешних игроков на территории Украины, немногим менее – 13.3% отдали свое предпочтение варианту борьбы между олигархами.

– Когда мы спрашиваем, чего вы больше всего боитесь, то первое – это война с Россией, и это практически по всем регионам, а второй пункт – это безработица. На Донбассе же больше всего боятся Третьей мировой войны и роста националистических настроений, – приводит сводные данные Елена Захарова.

В Причерноморском регионе 45% опрошенных опасаются войны с Россией, 30% безработицы, 28.5% возрастания уровня преступности, 25.8% девальвации и обесценивания гривны, 24% дефолта (банкротства) Украины и 23% террористических актов<!–[if !supportFootnotes]–>[i]<!–[endif]–>. Что интересно только 1.3% опрошенных опасаются межконфессиональных конфликтов в Причерноморье и 1% в целом по Украине, хотя на одесской встрече «Национальных диалогов» было высказано мнение, что новый виток нестабильности может быть инспирирован российскими спецслужбами именно на фронте межрелигиозного раскола в стане православной церкви.

Что касается оценки протестов евромайдана в Украине, то наибольшее число людей выбрали варианты борьба против клана Януковича-Азарова (38.5%), борьба за путь евроинтеграции (29.3%), борьба оппозиционных политиков против власти (22%), борьба против коррупции (19%), борьба против нарушения прав украинцев, последней каплей которых стал избиение студентов (17.5%).

Интересно также отношение жителей региона к территориям, которые временно не контролируются украинской властью. Подавляющее большинство (79.7%) принимавших участие в опросе считают, что Крым является аннексированной Россией территорией, более половины опрошенных уверены, что аннексированный Крым должен быть возвращен Украине. А вот вопрос о том, каким путем вернуть Крым вызвал гораздо больший разброс мнений. 27.3% опрошенных считают, что возвратить Крым возможно путем проведения реформ и поднятия уровня жизни в Украине, 19.8% уверены, что вернуть Крым не удастся, 16.5% опрошенных считают, что Крым вернется в состав Украины после того как ухудшится внутриполитическая и экономическая ситуация в России, почти столько же, 16.3%, видят шанс в возвращении Крыма под давлением международных санкций. Военный путь рассматривают в качестве пути для решения этой проблемы только 11.5% опрошенных, что лишь немногим меньше общеукраинского показателя (14%).

Что касается региональных особенностей, то согласно опросу 21.6% респондентов желают быть в унитарной Украине с существующими полномочиями, 60.2% в составе унитарной Украины с расширенными полномочиями, 6.8% в составе федеративной Украины и только 2% желают выхода региона из состава Украины, а ещё 0.8% выхода и присоединения к другому государству при 8.8%, которые не смогли дать ответ на этот вопрос. Первые два пункта, которые определяют проживание в унитарном государстве по данным опроса в Причерноморском регионе даже несколько выше, чем в целом по Украине (81.8% против 78.4% по всей стране).

 

Поиски путей выхода из ситуации конфликта: региональный аспект

Что касается путей выхода из сложившейся ситуации, то здесь всем участникам процесса еще предстоит пройти ряд процедур, чтобы понять, зафиксировать сложившееся положение вещей, а затем, установив необходимый уровень доверия перейти к диалогу и поискам пути для примирения в национальном масштабе. На этом пути немало проблем, одной из которых является фиксирование большой части населения Украины исключительно на прошлом.

– Проблемой в этом конфликте является и то, что мы больше говорим о прошлом. И предметом спора является прошлое. Настоящее граждан Украины пугает. Очень часто люди не знают, что ответить на поставленные вопросы. Очень мало люди говорят о будущем, о том, каким его можно построить, чтобы оно устраивало все сторон, – говорит Елена Захарова.

Большинство населения (57% опрошенных) считают, что вопросы примирения являются актуальными. Не согласны с этим всего лишь 15%. Необходимость проведения политики национального примирения осознается во всех регионах Украины. И самый большой уровень поддержки политики национального примирения на Донбассе (63%). В Причерноморье ситуация практически такая же как по всей Украине.

Что касается лидеров общественного мнения, то они не всегда готовы идти на диалог, что связанно с целым рядом объективных и субъективных факторов. Важность сегодняшнего момента – зафиксировать сложившееся статус-кво, этот тезис неоднократно озвучивала Инна Терещенко, конфликтолог и медиатор.


– Мы находимся на таком уровне конфликта, внутреннего жесткого конфликта, что надо попытаться зафиксировать ситуацию статус-кво «на сейчас» и попытаться узнать, кто есть кто. И только потом можно начинать говорить о региональных особенностях, – считает она.

Со своей стороны богослов и социолог Александр Доброер уверен, что вести диалог следует с теми, кто готов его вести. Таких же лиц в противоположном лагере, противников евромайдана, не так и много. Частично они находятся на непримиримых позициях, частично они «загнаны внутрь». Однако попытки найти общий язык, или, по крайней мере, попытки наладить диалог, сесть за стол переговоров предпринимался перед годовщиной событий 2 мая. Медиатором выступили международные наблюдатели от ОБСЕ, миссия которых ведет мониторинг и содействует диалогу в Одесском регионе.

Констатация предельно напряженной ситуации в Одессе после событий 9 мая, которые сторонники евромайдана и патриотических организаций считают проявлением слабости и попустительства властей, может приблизить стороны к публичному диалогу. Публичность, по мнению Инны Терещенко, может стать едва ли не единственным способом избежать открытого противостояния между двумя группами людей, которые максимально взвинчены.

Станислав Кинка

 

<!–[if !supportEndnotes]–>


<!–[endif]–>

<!–[if !supportFootnotes]–>[i]<!–[endif]–> Можно было выбрать несколько вариантов ответа – авт.