Шестой отчет Европейской комиссии об итогах внедрения Украиной «Плана действий по визовой либерализации» стал настоящей сенсацией для большинства рядовых украинских граждан. И не мудрено, ведь в заключении отчета сказано, что прогресс, достигнутый Украиной в стремлении преодолеть визовые барьеры, оценен как значительный и устойчивый, и это дает право рекомендовать Украину в числе держав, для которых может быть снято визовое ограничение. Таким образом, для перемещения границы со странами-членами ЕС и нахождения на их территории сроком до 3 месяцев (на каждые 180 дней), необходимость в получении Шенгенской визы будет снята.
Немногие до этого момента следили за постепенным развертыванием процесса визовой либерализации, начавшегося еще в октябре 2008 года в рамках программы Восточного партнерства ЕС. Еще меньшее число обывателей знают, как много шагов было сделано в недавнем времени навстречу формирования цивилизованного законодательства и установления эффективных механизмов функционирования исполнительной и законодательной власти. Всего лишь полгода понадобилось Украине, чтобы выполнить все требования и рекомендации, изложенные в предыдущем отчете Европейской комиссии, доказав таким образом, что выполнение «Плана действий по визовой либерализации» действительно стало для нас национальным приоритетом. А ведь еще полтора года назад Украина только перешла от бюрократических согласований (фаза 1) до стадии реализации поставленных требований (фаза 2).
Как и почему Украине все-таки удалось так близко подобраться к этому историческому решению? Потому что, перефразируя известную пословицу, «не ВВП единым…». Действительно, чтобы получить возможность свободно передвигаться по зоне Шенгена, не обязательно демонстрировать ошеломляющий экономический рост. Достаточно показать устойчивое стремление к европейским стандартам и стабильность развития в этом направлении. Не высокие показатели роста ВВП последовательно привели Сербию, Хорватию, Молдавию и ряд других стран к безвизовому режиму с ЕС, а четкое и своевременное выполнение всех требований Еврокомиссии по внедрению эффективных основ функционирования государственных органов власти и общественных институтов, создание механизмов надлежащего контроля над их деятельностью. Стоит отметить, что Европейская комиссия здраво оценивает потенциальные риски, с которыми придется столкнуться странам Шенгенского законодательства. Однако, принимая во внимания взаимные обязанности европейских и украинских властей, соглашение все ближе подходит к стадии своей имплементации.
В ходе переговоров о безвизовом режиме с ЕС, основные вопросы, подлежащие урегулированию и гармонизации с европейскими нормами и практиками, были разбиты на четыре основных блока:
1) усовершенствование документов, включая создание биометрических паспортов;
2) единое управление границами, контроль над миграцией и беженцами;
3) улучшения в сфере общественного порядка и безопасности;
4) соблюдение фундаментальных гражданских прав и стандартов внешней политики.
В отчете значится, что значительный прогресс в деле визовой либерализации был достигнут с началом выдачи биометрических паспортов. Для этого оборудование для снятия отпечатков пальцев было установлено в 98 консульских учреждениях (ОВИР). Так же, на 1 января 2016 года назначена выдача новых биометрических ID карт, которые придут на смену гражданским паспортам и даже водительским правам. Стоит отметить, что, несмотря на подобный прогресс, обязательное выполнение требований по всем четырем вышеизложенным направлениям является первичным в вопросе снятия визовых ограничений.
Для дальнейшего продвижения в этом вопросе украинская сторона обеспечила доступ к базам данных Интерпола на всех пунктах пересечения украинской границы. В ноябре 2015 года 39 пунктов получили доступ к базам данных Интерпола, оставшиеся 118 получат доступ в 2016 году. Таким образом, Украина еще больше усилила свой пограничный контроль с соседними государствами, который, по оценке Еврокомиссии, и до этого функционировал весьма не плохо.
Закон о внешней трудовой миграции был принят во второй редакции 5 ноября 2015 года и был подписан Президентом Украины 21 ноября 2015 года, что стало очень позитивным шагом на пути к евроинтеграции. Параллельно с этим было открыто 100 региональных и местных центров по оказанию правовой помощи, которые начали свою работу с 1 июля 2015 года, способные, в случае необходимости, предоставить вторичную правовую помощь иностранным гражданам-беженцам. Специально для беженцев в Одесской и Закарпатской областях было создано 100 и 130 мест соответственно. Дополнительно к этому количеству к 2017 году будет введен в эксплуатацию центр размещения беженцев в Яготине (Киевская область), который позволит получить дополнительные 353 места.
26 мая 2015 года Президент Украины утвердил «Национальную стратегию безопасности», в которой обозначились основные цели и направления реформ в Украине. Ключевыми моментами стратегии выступают достижение прозрачности правосудия, устранение дублирования полномочий в деле борьбы с организованной преступностью. Украина так же приняла ряд значительных мер в развитии законодательства по противодействию торговле людьми, приняв «Государственную программу по борьбе с торговлей людьми», которая вступит в силу 1 января 2016 года.
16 апреля 2015 года в ходе открытого процесса отбора был избран глава Национального антикоррупционного бюро (НАБ), в которое так же были наняты около 100 следователей. Таким образом, его функционирование запущено в полную силу. Однако работа НАБ не принесет должных результатов без создания Национального агентства по предупреждению коррупции, которое и должно взять на себя основную функцию карательного антикоррупционного органа.
Не смотря на серьезные свершения в деле модернизации и трансформации законодательства, украинские власти в некоторых вопросах все же смогли авансом получить вотум доверия со стороны своих европейских партнеров. Так, например, к числу запланированных, но еще не выполненных задач, относятся:
– гарантия того, что Национальное антикоррупционное бюро (НАБ) и Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) станут полностью работоспособными в первой четверти 2016 года;
– внесение поправок в Закон «О прокуратуре», учитывающих на законодательном уровне создание двух вышеупомянутых независимых органов;
– согласовать и принять законодательство об управлении и изъятии активов, а с первой четверти 2016 года сделать возможным функционирование Агентства по восстановлению и управлению активами;
– заложить в государственном бюджете необходимые финансовые ресурсы для эффективного функционирования всех необходимых антикоррупционных структур, включая НАБ.
На основании этих обязательств, основные стандарты по борьбе с коррупцией считаются достигнутыми.
В дополнение к этому, НБУ был принят ряд мер против банков, которые, вопреки его постановлению, не раскрыли информацию о реальных владельцах банковских счетов. По состоянию на 5 октября 2015 года, 132 из 135 коммерческих банков предоставили информацию о собственниках счетов.
На период 2015-2020 Президентом была принята Национальная стратегия по борьбе с наркотиками и утвержден план действий в соответствующем направлении.
В отчете отмечается так же, что, не смотря на тесное сотрудничество между различными государственными органами, реформа Министерства внутренних дел все еще находится в процессе реализации. К концу 2015 года планируется трансформировать министерство в гражданский орган, чьей основной целью будет выступать формирование последовательной государственной политики в сфере внутренних дел и управление деятельностью соответствующих служб (Национальной полиции, Национальной гвардии, Пограничной службы, Миграционной службы, Управления чрезвычайных ситуаций). 2 июля 2015 года Парламент Украины принял Закон Украины «О национальной полиции», который вступил в силу 7 ноября 2015 года. Закон предполагает оптимизацию структуры Национальной полиции, четкое разграничение властных полномочий, устранение дублирования функций власти в соответствии с европейскими стандартами. Текущие результаты от проведения реформы уже оцениваются как позитивные.
Четвертый блок вопросов, подлежащих рассмотрению, явился камнем преткновения для многих парламентариев. Как оказалось, не столько из-за юридической сложности, сколько из-за моральных соображений. Однако европейские свободы и тут удалось отстоять. 12 ноября 2015 года были приняты поправки в Трудовой кодекс, который запрещает любую дискриминацию сотрудников по признаку сексуальной ориентации. Данные изменения были подписаны Президентом 21 ноября 2015 года и вступили в силу 27 ноября 2015. Вместе с их принятием были заложены основы нового Трудового кодекса, который уже находится на рассмотрении в Парламенте. Национальная стратегия защиты гражданских прав была принята Президентом Украины 25 августа 2015 года. Дополнительной поправкой к вопросу о трудовой миграции стало исключение ВИЧ/СПИД из списка инфекционных заболеваний указом Министерства здравоохранения от 11 июня 2015 года. Это означает, что статус носителя ВИЧ/СПИД не может являться основанием для отказа в иммиграции на территорию Украины. В отчете говорится, что украинским властям так же удалось установить законные механизмы пересечения границы с территориями, временно неподконтрольными Украине, и внедрить ряд мер, максимально упрощающих этот процесс.
Именно прогресс, достигнутый Украиной по всем четырем блокам вопросов, позволил получить положительную оценку действий правительства. Для проведения данных реформ Украина задействовала необходимые финансовые и человеческие ресурсы. Однако не стоит недооценивать вклад самого Евросоюза в дело стабильного становления Украины как правового государства. По данным Еврокомиссии, около 35 млн. евро было выделено на сооружение и оснащение временных жилищ для нелегальных мигрантов (проект READMIT ), 60 млн. евро было потрачено на бюджетную поддержку для единой системы контроля границ, а также 30 млн. евро было выделено на техническую поддержку борьбы с коррупцией.
По словам экспертов, на сегодняшний день приоритетными сферами, которые нуждаются в первоочередных улучшениях, остаются борьба с коррупцией, торговлей людьми и организованной преступностью.
На основании проделанной работы и полученных с октября 2008 года позитивных результатов, Европейская комиссия считает, что все запланированные показатели второй фазы «Плана действий по визовой либерализации» были достигнуты. Принимая во внимание кооперацию усилий между ЕС и Украиной, Европейская комиссия в начале 2016 годапредставит законодательную инициативу к изменению Постановления Совета Европы №539/2001, принятого от 15 марта 2001 года и содержащего перечень третьих стран, граждане которых обязаны получать визы для пересечения внешних границ Европейского Союза.
Александр Замковой, экономический обозреватель.