19 февраля Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) одобрил на заседании обращение в ООН и ЕС с просьбой введения миротворческого контингента в зону конфликта на Донбассе, о чём заявил секретарь СНБО Александр Турчинов.
Сейчас на планете осуществляется более 50 миротворческих операций.
На сегодня «голубые каски» ООН есть в 17 странах мира. Самая длинная миротворческая операция ООН (она же и первая)до сих пор продолжается со времён первой арабо-израильской войны, т.е. с 1948 года.
Также с 1949 года, с первой индо-пакистанской войны, в странах конфликта пребывает и миссия ООН. А самая «свежая» миротворческая миссия была отправлена в 2014 году в Центральноафриканскую Республику, для стабилизации ситуации во время конфликта.
Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер считает, что миссия ООН в Украине может столкнуться с серьёзными препятствиями: опыт показывает, что нужно несколько месяцев для того, чтобы подготовить миротворческие войска для развертывания. Для этого еще нужно получить мандат ООН. Вопрос, возможно ли это при поддержке России или Китая.
Нужно заметить, что существует 27-я статья Устава ООН, согласно которой государство-агрессор не может воспользоваться правом вето. Однако это ещё и вопрос поддержки России другими государствами-членами.
Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына заявил, что польских мировторцев в Украину направлять точно не будут, поскольку это решение состоит из двух частей: первая – полное перемирие в Украине, вторая – решение Совета Безопасности ООН по собственно направлению туда миротворческих сил. Схетына подчеркнул, что Польша не отказывается от возможного участия в миротворческой операции в Украине, но «многое должно произойти, чтобы мы могли сказать: из чего она будет состоять, кто за нее будет платить».
Президент Белоруссии Александр Лукашенко предлагает военные силы своего государства для урегулирования конфликта: «Если нужно – а это для меня очень опасная и страшная вещь – коль есть недоверие России к Западу и Запада к России, Америки к России и России к Америке, и есть недоверие воюющих сторон, то я готов был бы использовать и свои вооруженные силы для того, чтобы развести конфликтующие стороны…».
Заместитель председателя Верховного совета «ДНР» Мирослав Руденко считает, что было бы замечательно, если бы белорусский военный контингент разграничил наши силы как раз на уровне границ ДНР и ЛНР, отделив территории народных республик от Украины.
К тому же, Миротворческие силы Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) заявляли, что готовы принять участие в миссии на Донбассе. На сегодняшний день членами ОДКБ являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Объединенный штаб организации находится в Москве.
Спикер украинского МИДа Евгений Перебейнис считает, что никаких миротворческих войск в Украину вводить не нужно. Нужно, чтобы Российская Федерация и террористы выполняли «минские договоренности» о прекращении огня и обмене заложниками… Российская Федерация, по мнению спикера, должна вывести свои войска с территории Украины. Никаких миротворческих войск в Украине не нужно. «Мы способны сами навести порядок на своей земле, если ее покинут иностранные войска», – отметил политик.
По словам заместителя главы администрации президента Валерия Чалого, вопрос привлечения миротворцев ООН к решению конфликта в Донбассе и вовсе не стоит в повестке дня. В. Чалый считает, что нет у нас такого конфликта, в соответствии с международным правом, который бы требовал вмешательства миротворцев. «Но это предложение может быть рассмотрено, хотя на сегодняшний день этот вопрос не стоит в повестке дня», – прокомментировал политик.
А пока политики говорят не договаривая, эксперты отмечают все тонкости введения и формирования миротворческого контингента, которое может быть как победой, так и разгромным поражением Украины.
С одной стороны, Вадим Карасёв считает, что военная миссия миротворцев ООН может быть использована для того, чтобы остановить войну и прекратить огонь.
Доктор исторических наук, профессор кафедры политологии Киево-Могилянской академии Алексей Гарань заявляет, что миротворцы действительно могут разъединить воюющие стороны и занять буферную зону.
Председатель Всеукраинского объединения «Союз участников миротворческих операций», участник миссии ОБСЕ в Косово в 1998-1999 годах Сергей Грабский отмечает, что в нынешних реалиях вероятность направления на Донбасс миротворческих войск минимальна. Потому что соответствующее решение Совбеза ООН гарантированно будет заблокировано Россией как постоянным членом этой структуры. Эксперт напоминает, что санкцию на ввод миротворческого контингента должны поддержать все без исключения члены Совета Безопасности ООН. А ожидать поддержки от Москвы не приходится.
С. Грабский подчёркивает тонкости формирования миротворческого контингента: россияне намеревались ввести миротворческий контингент именно под своим управлением, то есть фактически узаконить оккупацию части территории Донбасса. По мнению эксперта, наглядные примеры таких «операций» — Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, где Кремль под видом миротворческих сил разместил свои регулярные войска.
«Недавно официальный Киев обратился к мировому сообществу с предложением направить на Донбасс полицейскую миссию с условием, что в ней не будет участвовать Россия как одна из сторон конфликта. Такой поворот Москве не нравится. Видимо, потому, что миротворческие силы создаются на паритетных условиях из подразделений различных государств. Формируются так, чтобы соблюсти баланс сил и не допустить превалирования в контингенте представителей одной страны над другой. Понятно, что Россию, преследующую на Донбассе определенные цели, это не устраивает, поэтому она категорически против присутствия миротворческого контингента на востоке Украины», – заметил эксперт.
Аналитик прогнозирует возможную численность миссии от 12 до 15 тысяч человек, учитывая территорию противостояния на Донбассе и задачи миссии. Предположительно, исходя из минских соглашений, будет обозначена так называемая демилитаризованная зона, из которой выведут тяжелое вооружение, воинские подразделения и где, конечно, прекратят все боевые действия. «Затем обычно создается международная администрация, и международный миротворческий или полицейский контингент приступает к своим обязанностям», – подчеркнул С. Грабский.
Сроки пребывания миротворцев в зоне конфликта указываются в мандате Совбеза ООН. Как правило, миротворческая миссия осуществляется в течение года с возможностью последующего продления. Но, нужно учитывать, что миротворческая операция может затянуться на годы.
Иван Якубец, командующий Аэромобильных войск Украины в 1998-2005 годах считает, что полицейская миссия будет введена только тогда, когда там будут уничтожены или выведены незаконные вооруженные формирования. «Полицейская миссия будет выполнять свои задачи только в том случае, если там останутся уголовные элементы. То есть обычное положение дел в регионе, где нет власти», – отметил военный.
По мнению заместителя командующего АТО Валентина Федичева, когда военный потенциал одной стороны в несколько раз превосходит военный потенциал другой стороны, и та сторона, которая имеет преимущественный военный потенциал, не желает отказаться от своих планов— введение миротворческих войск не даст ничего.
Директор Института внешней политики, конфликтолог-международник Григорий Перепелица, отмечает: для того, чтобы вводить миротворцев, нужно знать, для чего это делается и есть ли вообще такие условия. Кроме того, нужно понять, каких миротворцев мы хотим видеть. «По разным источникам, на территорию Донбасса снова введено 9 тысяч регулярных российских войск. Кроме того, Украина подтвердила, что не собирается выходить из СНГ. Это означает, что СНГ самостоятельно может забрать мандат на такой формат миротворческих сил. Такой сценарий был в Южной Осетиии», – подчёркивает специалист.
Надо понимать, что ведение миротворцев приведет де-факто к аннексии территории Донбасса. Действительно ли это наши интересы? Если же будет просто миротворческая операция, и ее проведет Россия так, как в Приднестровье и Южной Осетии в свое время, то операция такого «миротворца» – это путь к потере всего Донбасса.
«Для того, чтобы ввести на Восток международные миротворческие силы, необходимо выполнение тех же условий: прекращение огня, согласие сторон, создание зоны безопасности, куда могут зайти «голубые каски». Кроме того, не вводятся миротворцы при АТО. А у нас не война. Нет такого в истории», – резюмирует Перепелица.
Резюмируя, эксперт заметил, что полицейская операция – это последняя фаза урегулирования конфликта. На первом этапе – это предупреждение конфликта, а сейчас, во время эскалации конфликта, как на Донбассе, даже Устав ООН запрещает вводить миротворцев.
Таким образом, введение миротворческих сил – довольно рискованный шаг, который, в зависимости от обстоятельств, численности и качественного состава, мандата организации и срока может сыграть как на пользу, так и во вред. Возможным минусом может оказаться замораживание конфликта на неопределённый срок. Возможный плюс – прекращение огня и определение точных границ конфликта. То есть такая мера снизит эскалацию, но не приведёт к окончанию войны.
К тому же, зная украинскую традицию перекладывания «с больной головы на здоровую», надо помнить, что миротворцы – не наёмники, они не будут вести войну вместо нас.