Не год и не два начал Василий Прокофьев заниматься моделированием военной техники. Сначала это были модели из дерева, самодельные потом пошли модели из пластика.
Сейчас за плечами Василия Прокофьева, старшего научного сотрудника Одесского историко-краеведческого музея, четыре персональные выставки и более 20 новых моделей, которые посвящены военному конфликту на востоке Украины. Но обо всем по порядку.
Моделирование – это тоже искусство
Василий Юрьевич Прокофьев родился в Одессе в 1974 году и весьма рано связал свою жизнь с живописью, но моделированием стал заниматься относительно поздно – в начале 2000-х годов.
– Наверное, интерес к моделированию проснулся весьма поздно. Впервые модели военной техники из дерева, может они были и немного топорными, я начал делать в конце 2000 – начале 2001 года. А постоянно собирать модели в масштабе 1:35 я пристрастился где-то четыре года тому назад. Было уже четыре выставки, которые были полностью составлены из моделей, либо там, где применялись модели в масштабе 1:35, 1:25 и даже 1:20.
– Это были модели связанные с Первой и Второй мировой войной?
– Вначале это была Вторая мировая война. Насчет этого в 2013 году была выставка «Курский излом». В 2014 году была выставка моделей из картона и дерева посвященная Первой мировой войне. У нас это считают игрушками. Хотя моделированием как видом современного искусства, люди занимаются во всем мире. В Украине моделирование только начинает набирать обороты, в какой-то степени у нас копируют опыт стран Западной Европы или США. У них это давно развито давно. Проводятся и международные конкурсы, последнее из подобных мероприятий, прошло в Киеве в мае этого года.
На одну модель уходит три-четыре дня
Подготовка композиции, в которую входят как непосредственно модель, так и многочисленные детали фона занимает несколько дней. Все зависит от степени сложности, используемых материалов и масштабов самой композиции.
– Время сборки, завершение всей композиции с фигурами и общим планом занимает около трех-четырех дней. Это зависит от количества деталей, которыми насыщенная модель. Дело в том, что в наборе редко какой фирмы есть дополнительные детали. Приходится их делать самостоятельно. Не только предметный план, но и маскировочные сети, дополнительные баки с горючим. Это делается, чтобы разнообразить модель и приблизить ее к натуральной. Например, для маскировочной сетки я использовал сетку для комаров, но она довольно грубоватая и мне посоветовали использовать обыкновенную марлю пропитанную краской. Она более натурально изображает маскировочную сеть, провисая.
– Из чего делают колючую проволоку?
– Используется обыкновенная проволока или нитки. К ним приклеиваются элементы металлической стружки. Для имитации спирали Бруно можно использовать даже щетки для мытья раковин.
«Раньше я не занимался моделированием современной техники»
В настоящее время Василий Прокофьев готовит модели связанные с событиями в зоне АТО. Натуралистические композиции с украинскими военнослужащими, военной техникой поражают своим сходством. Кадры из новостей и фотографии оживают в военной миниатюре, которую до прошлого лета Василий Прокофьев не делал.
– Ранее я не занимался моделированием современной военной техники. Но те события, которые стали развиваться на востоке Украины подвели меня к тому, что в конце июля – начале августа прошлого года начал создавать композиции, посвященные Украинской армии. На сегодняшний день есть 21 композиция, учитывая и технику, которая находится на вооружении противоположной стороны. В первую очередь это две модификации танка Т-72.
– На чем основаны композиции? Это новости или кадры хроники? Или это просто та техника, которая может потенциально участвовать в конфликте?
– Это именно та техника, которая принимала участие в боях и принимает до сих пор. Там есть значительное разнообразие. Например, артиллерийский тягач, у него есть самые разные вариации по вооружению: это и постановка башни от БТР-80, и различные зенитные 37-мм установки и т.д.
– Есть какая-то специфика в моделировании старой и современной техники? И насколько сложно воспроизвести модель с максимальной точностью, ведь в зоне АТО есть множество кустарно бронированных машин, а различные усовершенствования делаются еда ли не в каждой части.
– Да, взять хотя бы имитацию динамической защиты на БТР, это знаменитая решетка или сетка. Это делается в кустарных условиях для отвода кумулятивных снарядов. А так по большому счету, то мне было странно наблюдать отсутствие в зоне АТО БМП-2 с дополнительной броней, броненакладками и т.д. Но на кадрах, которые я видел таких машин там, почему-то нет. Хотя они успешно использовались еще в Афганскую войну. Их тогда значительно модернизировали в связи с тем, что в Афганистане появились современные виды противотанкового вооружения, а также их снабдили минными тралами, чтобы искать противопехотные и противотанковые мины.
Увлечение, требующее не только времени, но и денег
Еще в советское время модели были дорогими и редкими. Те немногочисленные привезенные из-за границы коробки с миниатюрной военной техникой находили своего покупателя на «сходке» в парке Шевченко. Сейчас достать любую модель гораздо проще, были бы деньги.
– Самыми доступными являются модели украинской фирмы «Скиф». Хотя при последнем подъеме доллара модели этой фирмы также выросли в цене. Сейчас они стоят в районе 300-350 гривен, хотя раньше стоили в пределах 100 с небольшим гривен. Иногда у моделей этой фирмы деталировка грубоватая, сама пластмасса то же, но если хорошо поработать, то модель выглядит ничем не хуже, чем модели фирмы «Звезда», «Dragon» или «Trumpeter».
– А кто является лидером по производству моделей?
– Серьезные позиции у китайской фирмы «Trumpeter», которая занимается моделями начиная с Первой мировой войны и заканчивая образцами современной бронетехники. Лидерами по качеству производства остаются Южная Корея и Япония и крайне редко, когда можно достать модели германского производства. В этих наборах уже присутствуют некоторые фигурки, которые не всегда соответствуют формату, но это уже неплохо.
Несмотря на то, что увлечение в прямом смысле дорогое, Василий Прокофьев не думает его бросать, а более того создает новые и новые модели. Сейчас готово более 20 моделей современной техники, которая принимала/принимает участие в АТО.
Беседовал Станислав Кинка.