Вопрос о предоставлении Украине военной помощи, в частности, оружия, дискуссионный. До сих пор помощь, предоставляемая Украине, была, в основном, материально-технического характера. Но как изменится ход конфликта, если Украина получит новейшее вооружение?
Ведь 70% украинских противотанковых систем не боеспособны. Большая часть потерь украинской армии произошла из-за артиллерийских систем залпового огня. А у Украины нет радаров, которые способны выявить эти системы, нет также беспилотников, которые с воздуха могут заметить вражеские установки…
Ситуацию «что будет, если…?» попытаются спрогнозировать американские и европейские военные эксперты и политики.
Директор Института Кеннана Мэтью Рожанский считает, что если Запад предоставит Украине летальное вооружение, то это приведет к большим жертвам среди украинцев, чем при замороженном конфликте. Украина должна сконцентрировать все свои возможности, для сохранения человечества и реформированию страны.
Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер отметил в понедельник, что число жертв конфликта на востоке Украины в результате передачи со стороны США летального оружия только увеличится и предостерег США от этого шага.
Представитель Белого дома Джош Эрнест считает, что возможность дополнительной помощи украинским военным и усиления режима санкций против России существует. Однако какого рода помощь будет, не уточняется.
В то же время Эрнест подчеркнул, что в Вашингтоне продолжают рассматривать лишь дипломатический вариант решения конфликта в Украине. Политик отметил, что единственный способ разрешения ситуации— с помощью дипломатии, а не военными средствами.
Кандидат на пост главы Пентагона Эштон Картер от президента США Барака Обамы поддерживает идею передать Украине американское оборонное вооружение. Он считает, что Америка должна помочь украинцам себя защитить. Картер-приверженец передачи Украине летального оружия.
Ранее премьер Британии Дэвид Кэмерон заявлял, что Лондон собирается направить в Украину военных инструкторов. «Если Россию не остановить сейчас в Украине, то завтра мы увидим дестабилизацию Молдавии и балтийских стран», — заявил британский премьер-министр. Он отметил, что Россия ведет себя не как стратегический партнер Европы. В то же время, он подчеркнул, что необходимо продолжать работу с Россией по некоторым вопросам, например, таким как иранская ядерная программа.
В феврале стало известно, что Президент Украины Петр Порошенко провел встречу с наследным принцем эмирата Абу Даби Муххамедом бен Заидом аль Нахайяном и договорился о поставках Украине военной техники. Считают, что, в переводе с «глубокого дипломатического языка» это означает непрямое военное сотрудничество с США через другие страны.
Адриан Каратницкий, старший научный сотрудник Атлантического совета (США) заявляет, что большинство людей поддерживает передачу Украине летального оружия. К этому уже присоединяются некоторые европейские голоса. «Я путешествую по Европе и все чаще различные политики и влиятельные лидеры Западной Европы говорят о том, что Украина должна иметь право на модернизацию своих вооруженных сил. Вопрос в том, когда передавать оружие и в каком количестве. То, что произошло в Объединенных Арабских – можно воспринять как улучшение. Вряд ли арабская страна примет такое решение хотя бы без общего разговора с западным союзником. Не могу себе этого представить. Такие заявления (о резких экономических мерах) – это просто сигналы, чтобы не было наступления на Мариуполь», — прокомментировал эксперт. Мариуполь, по его мнению, станет переломным моментом. Там проживает многочисленное население. Эксперт заметил, что, если вдруг там повторятся дебальцевские события – это станет одним из самых античеловеческих актов насилия после второй мировой войны, который можно будет сравнить разве что со столкновениями вокруг Сараево во время боснийской войны.
«Но Путин не играет азартно. Он играет, когда чувствует нерешительность со стороны Америки и Европы. Если он увидит, что есть чёткая консолидация и поддержка Украины, он будет более склонным заниматься политикой «мягкой силы»», — резюмировал А. Каратницкий.
Директор программы исследования России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований США Эндрю Кучинс прогнозирует, что Путин будет продолжать наступать, если не почувствует сопротивления. Кучинс думает, что отсутствие реакции на войну в Грузии в 2008 году позволило Путину устроить те авантюры, на которые он пошел сейчас. А отсутствие сопротивления на аннексию Крыма дала ему уверенность наступать на Восток Украины. Он не рассчитывает, что НАТО окажет помощь украинцам. «Но Киев должен иметь возможность защищать свои позиции. Не обязательно, чтобы украинские силы могли идти в наступление, но они должны иметь возможность эффективно защищаться»,— прокомментировал эксперт.
Кучинс считает, что Путин очень много тратит на поддержку в России и на войну в Украине, поэтому ему будет очень сложно закончить эту операцию. «Нам стоит оказать помощь Киеву. Потому что единственный путь к проигрышу Путина — это выживание украинского государства экономически, военно и политически», — сказал Кучинс. В частности, американские чиновники хотят избежать ухудшения отношений с российской стороной в сотрудничестве по ядерной безопасности и контролю распространения ядерного оружия. Но точно спрогнозировать, какой будет реакция Кремля на передачу оружия Украине, не возможно. Однако, по мнению эксперта, ничего не делать – это тоже риск, поскольку от решения украинского конфликта зависит, смогут ли НАТО и США рассчитывать на доверие на международной арене.
Бывший заместитель министра обороны Джен Лодал тоже призывает помочь Украине защищаться, отмечая что этот конфликт на самом деле не имеет военного решения со стороны Запада. Если Россия захочет оккупировать всю территорию Украины, выиграет Россия, а украинская армия проиграет. В то же время Россия нарушает все заключенные договоренности, и украинцам надо помочь защищать свою территорию. И, в связи с этим, главная цель предоставления такого оружия – поднять цену войны для Владимира Путина вместе с санкциями, чтобы он от нее отказался.
Юджин Румер, служивший в качестве сотрудника разведки по России и Евразии, сказал, что вооружение не поможет Украине выиграть конфликт сразу, и он будет продолжаться. Румер считает, что поставка оружия Украине не решит проблему. «Это не сдержит Путина и может быть не только недостаточно, но и опасно», — сказал бывший разведчик. По мнению Румера, российский президент до сих пор демонстрировал способность к эскалации конфликта, несмотря на сбой в отношения с Европой и США, на экономические проблемы, падение цен на нефть и санкции со стороны Запада.
Шон Кей, эксперт по России и НАТО в Университете Огайо высказал близкое к предыдущему мнение. Он предостерегает: Владимир Путин мог бы также быстро увеличить помощь России ополченцам в попытке зафиксировать достижения на поле боя. И действительно, ведь потребуется от шести месяцев до года, прежде чем операция США может оказать заметное влияние на ситуацию на юго-востоке Украины. «В тот момент, как Владимир Путин будет знать, что это оружие скоро прибудет в Украину, он может совершить резкие действия, чтобы воспользоваться «окном» что очень опасно», — прокомментировал эксперт.
Заместитель директора программы по России и Евразии Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Джефф Манкоф также предположил, что необходимо учитывать возможное провоцирование России. «Рассуждают, что сильнее спровоцирует Россию в данном конфликте в Украине — большее сопротивление или меньшее. По моему мнению, если не принимать достаточных мер, то это провоцирует гораздо больше. В то же время необходимо разработать правильный пакет помощи Украине. Одной лишь риторики не достаточно – следует продумать практический подход к этому вопросу», — отмечает Манкоф.
Главный аналитик Совета внешней политики США Стивен Бланк сказал ВВС Украина, что помощь США Украине сейчас должна быть наподобие той, какую Вашингтон оказывал Афганистану, когда туда были введены советские войска: «Пакет помощи должен быть достаточно большим, чтобы забрать стратегическую инициативу у Москвы и передать ее Западу. Владимир Путин может пойти на эскалацию, но если это оружие будет предоставляться в качестве сигнала долгосрочной многосторонней стратегии вместе с применением новых санкций, это осложнит его действия против НАТО и ЕС».
По словам бывшего дипломата, сотрудника посольства США в России в 90-е годы Дона Дженсена, украинский вопрос стал испытанием для Барака Обамы. Экс-дипломат считает, что Владимир Путин не пойдет на предложенный Западом выход из ситуации пока не увидит, что цена продолжения войны в Украине слишком высока. В то же время, что тревожит еще больше, цена договоренности с Западом по Украине для сохранения его власти и режима может быть настолько высокой, что ни один компромисс будет невозможен при любых обстоятельствах.
Американский эксперт, директор фонда Potomac Foundation Филипп Карбер, говоря о предоставлении Украине помощи, отмечает, что речь идёт о противотанковом вооружении, которое не будет позволять российским танкам приближаться к украинским позициям. Говорится также об артиллерийских радарах, которые не позволят российской артиллерии находиться близко и обстреливать украинские позиции и заставят Россию отвести ее назад», —подчеркнул Карбер. Таким образом, эксперт говорит о нелетальном оружии, главная задача которого отпугнуть и сдержать, сводя к минимуму численность непреднамеренных жертв. Однако в нашей реальности, к сожалению, присутствуют «Грады», «Смерчи» и «Буратино».
Как мы видим, единой позиции нет ни у политиков, ни у экспертов. И это естественно. Всё зависит от того, каковы объёмы оружия, его специфика и конфигурация, сроки его поставок и достаточно ли компетентны наши военные? Но, имея дело с нестабильным и коварным противником сложно с точностью предугадать, что именно его спровоцирует: ответный удар или паническое бездействие.
Ксения Селина