Развитие взаимопонимания среди детей и школьников

Воспитание подрастающего поколения в духе терпимости и взаимопонимания занимает многие государственные и общественные негосударственные организации. С начала 2000-х годов в Украине идет работа над разработкой и внедрением курса «Культуры добрососедства».

 

Истоки программы

Ещё в 2001-2004 гг. в Украине началась работа по исследованию и апробации отдельных курсов по аксиологии, этнической истории, межкультурного менеджмента, основ решения конфликтов и медиации. Поначалу работа проходила только в АР Крым.


В 2004-2009 гг. около дошкольных, внешкольных и школьных заведений образования в АР Крым проводили апробацию курса «Культура добрососедства». Тогда же был создан первый портал для интеграции всей информации по курсу.


В 2009-2013 гг. курс, направленный на взаимопонимание среди детей, был распространен не только на учебные заведения АР Крым, но и на Одесскую область, а также он был опробован в Республике Молдова.


В 2014-2015 гг. центр разработок по курсу «Культура добрососедства» был перемещен в Киев, а его деятельность была распространена на семь областей Украины.


В настоящее время программа курса одобрена МОН и внедряется в различных учебных заведениях, она рассчитана на 35 учебных часов в учебном году, но может быть внедрена и по частям, в рамках иных курсов, на усмотрение учителя. Однако, в таком случае эффективность программы может снизиться, – утверждают разработчики.

 

Развитие курса «Культура взаимопонимания» в Одесской области

Впервые курс был апробирован на материковой части Украины именно в Одесской области в 2013 году. На базе Одесского областного института усовершенствования учителей были сформированы творческие группы под руководством О. М. Левчишеной.


Осенью 2013 года состоялась первая презентация курса «Культура добрососедства» для педагогов Одесской области. Тогда же был подготовлен первый вариант программы и тетради для первого класса. В январе 2014 года в Одессе прошли первые методические семинары-тренинги.


В настоящее время уже разработаны и адаптированы рабочие тетради для первого класса, а также проходят процесс макетирования рабочие тетради для 2, 3 и 5 классов одесских школ. Причем тетради для разных регионов отличаются. Это сделано для того, чтобы показать многообразие национальностей и культур, которые проживают в разных регионах Украины.

 



«В Одесской области проживает множество национальностей. Важно, чтобы этот проект «Культура добрососедства» работал и с родителями. Это общая программа работы, как для учащихся, так и для их родителей. Развивают уважение и самоуважение. Это одна из ключевых программ для Украины, для её будущего», – отметил представитель департамента образования и науки Одесской областной государственной администрации на встрече, посвященной презентации промежуточных результатов проекта.


В целом по Одесской области в проект вовлечено более трех с половиной тысяч детей, подготовлено 168 сертифицированных педагогов по «Культуре добрососедства», в том числе 68 воспитателей дошкольных детских образовательных учреждений. Общая численность учебных заведений, которые принимают участие в апробации курса, составляет 131, в том числе 46 дошкольных учебных заведений и 85 общеобразовательных учебных заведений.

 

Культура взаимопонимания для всей Украины

В связи с возникновением новых вызовов, таких как начало военной агрессии со стороны Российской Федерации, возникновение большого числа вынужденно перемещенных лиц, проект «Культура добрососедства» стал как никогда актуален в масштабах всей страны.


«Это один из инструментов поддержки Украины в сфере образования. Вопросы межкультурного образования являются важными для ОБСК. Есть вызовы, которые могут привести к конфликтам по разным причинам: религиозным, в частности. Мы хотим помочь учить преподавателей, которые потом будут обучать детей этому курсу в начальной школе, но не только, даже в вузе», – говорит Кристиан Кнуст, представитель офиса ОБСЕ в Украине.

 


Кристиан Кнуст, представитель офиса ОБСЕ в Украине


Он также подчеркивает в своем комментарии, что данный курс не просто должен учить толерантному отношению, терпимому сожительству с другими по культуре, религии и проч., но учить критическому мышлению, чтобы люди сознательно принимали решение относиться с пониманием к иному.


«В настоящее время проект развивается в десяти регионах Украины. Мы собрались в Одессе, чтобы обсудить все те наработки, результаты и вызовы распространения курса, по тем регионам, в которых мы работаем. Здесь есть представители этих регионов. Есть и учителя-практики, и представители последипломного образования, которые занимаются разработкой программ учителей и организацией все работы», – говорит Ирина Брунова-Калисецкая, исполнительный директор Информационно-исследовательского центра «Интеграция и развитие» открывая одесскую часть встречи участников имплементации проекта «Культура добрососедства».


Курс был поддержан Министерством образования Украины, ему был присвоен соответствующий гриф, что позволяет его включить в вариативную составляющую школьных программ.


«Вопросы, которые находят свое отображение в этом курсе необыкновенно актуальны для Украины. Этот проект начинался как локальный, но потом распространился на иные регионы и мы считаем, что этот опыт должен быть расширен на всю Украину. Он касается не только совместного проживания представителей различных этносов, но и вопросов конфликтологии, как лучше уживаться ученикам в классах, как дружить учителям и родительской громаде, как сделать свою жизнь более уравновешенной. Отдельного предмета по культуре добрососедства, который будет в инвариантной составляющей, т.е. обязательным предметом, не будет. Но этот предмет будет внедряться за счет факультативов, за счет занятий во время воспитательных часов. В любом случае учитель, который прошел обучение, при желании найдет, где внедрить этот курс или часть курса», – подчеркнула Раиса Евтушенко, главный специалист Департамента общего, среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины.


В ходе масштабной работы, которая запланирована на 2015-2017 гг., будет осуществлена подготовка более одной тысячи преподавателей разного уровня, которые должны будут овладеть необходимыми для реализации курса навыками. Также запланирован выпуск методических пособий, которые будут отличаться в зависимости от специфики национальной картины той или иной области.


Важно и то, что данный курс возник из одних потребностей, но проявил способность позитивно влиять на решение проблем, которые связаны, например, с возникновением большого числа временных переселенцев. В частности таким образом он был имплементирован во Львовской области и на Закарпатье.


«Идея внедрения курса во Львовской области появилась в связи с теми событиями, которые происходят на Востоке страны. Война вынудила многих переселиться на новые места жительства. Для того, чтобы обеспечить понимание и адаптацию между детьми переселенцев мы внедрили курс «Культура добрососедства». Затем мы поняли, что задание курса шире и его работа позволяет детям понять один другого. Т.е. это курс уделяет внимание тем проблемам, которые ранее не поднимались», – отметила заместитель директора Львовского института последипломного образования Наталья Пастушенко.


В Закарпатской области этот курс также направлен на помощь переселенцам, которые прибыли из восточных областей Украины. Там в нем участвуют пока только около 40 учебных заведений.

 

 

Станислав Кинка