Основательная реформа общего и высшего образования в Украине стоит на повестке дня уже ни первого Кабинета Министров. Однако далеко не все действия Министерства образования и науки Украины демонстрировали желание раз и навсегда избавиться от этой проблемы. Скорее с течением времени реформа системы образования стала той золотой жилой, которая приносила многочисленные идеи, но, в конечном счете, так и не принесла очевидных результатов. Каждый раз, с опаской поглядывая на этот «колосс на глиняных ножках», обладатели министерских портфелей предпочитали воздерживаться от масштабных нововведений, дабы не оказаться погребенными под его руинами.
Если в крупных городах проблема школьного образования еще хоть как-то решается за счет механизма «самофинансирования школ» их же учащимися, то основным камнем преткновения для реформирования школьного образования в районных центрах и селах является плохая инфраструктура, нехватка бюджетных средств и уменьшающееся количество учащихся. Уже на данный момент количество школьников в некоторых местах достигло критической отметки. Школы являются распорядителями бюджетных средств и финансируются за счет государственного бюджета. Однако даже для ультра социального государства финансирование учебных заведений с общим количеством учащихся в 20 человек является абсолютно неприемлемым. На этапе массового сокращения государственных издержек подобное пренебрежение не имеет права на жизнь.
Идея создания опорных школ пришла в Украину из скандинавских стран, модель школьного образования которых вовсе не была убыточна, однако ввиду неравномерности расселения и удаленности проживания многих семей, функционирование большого количества школ попросту было невозможным. Поэтому вместо размещения школ с учетом близости к «конечному потребителю услуг», был выбран принцип рациональной пространственной концентрации, когда отлаженное функционирование всей инфраструктуры способствует созданию районного образовательного центра («хаба»). За период с 1996 по 2011 годы в Финляндии сократилось число общеобразовательных школ с 3 400 до 2 837. При этом по данным ООН и исследованиям PISA Индекс образования (Education index) в Финляндии один из самых высоких в мире. Такая практика позволяет значительно сократить издержки и вкладывать средства в создание новых возможностей для учащихся.
Данная концепция является наиболее удачной для украинских реалий и поэтому, несмотря на пилотные 200 млн. грн. бюджетных средств, была дополнительно поддержана правительством США, Western NIS Enterprise Fund и «Майкрософт Украина», о чем было объявлено на этой неделе. Международные доноры надеются на создание региональной системы школ, которые в условиях децентрализации смогут управляться и финансироваться более эффективно, чем сейчас. Опорные школы должны стать образовательными центрами для детей 5-11 классов, наделенными более качественными возможностями для учащихся, чем те, которые им могут предоставить сегодняшние учебные заведения. Учащиеся младших классов будут посещать занятия в одном из «филиалов» такой опорной школы. Предполагается, что инфраструктурная проблема будет решена – из бюджета уже выделили на закупку автобусов порядка 600 млн. грн. Таким образом, будет обеспечена специализация «филиалов» сугубо на начальном образовании, что существенно упростит и создание учебных планов и формирование преподавательского состава, откроет возможности для повышения заработных плат.
Идея реформирования сельского школьного образования по принципу создания опорных школ более-менее ясна и уже презентована Министерством образования и науки Украины. Однако как обеспечить их долгосрочную жизнеспособность и самоокупаемость? Предположим, что финансирование опорных школ ляжет на плечи местных бюджетов, уменьшив давление на государственный бюджет. Влияние государства на данную социальную функцию также сократится посредством предоставления финансовой и управленческой автономии на местах. Подобные действия потребуют серьезного уровня ответственности и компетенции в данном вопросе со стороны местных громад и органов местного самоуправления, с чем могут возникнуть большие проблемы. В этом случае идея привлечения иностранных консультантов, связанных с разработкой и внедрением подобных проектов за рубежом приходится кстати.
В сегодняшних условиях Украине уместнее всего будет начать процесс максимальной либерализации в образовательной сфере, так как для этого уже существует ряд предпосылок, таких как дефицит государственного бюджета, осуществление реформы децентрализации государственных финансов, неэффективность государственного управления, углубление автономии образовательных учреждений. Данные предпосылки эффективней всего можно использовать при реформировании системы высшего образования, так как, в отличие от общего, оно не является обязательным. Тем не менее, воплощение определенных принципов дерегуляции будет уместно и при трансформации школ. В конечном итоге Украине предстоит осуществить переход на качественно новый уровень образования, позволяющий образовательным учреждениям стать полноценным звеном бизнес-процессов и мобильно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.