Реформы морской отрасли в стремительно меняющейся структуре украинской экономики

Начальник Одесского порта Михаил Соколов во время недавней пресс-конференции, проводимой ГП «АМПУ» и представителями Южной таможни, представил будущий проект развития морского порта города Одессы. Начальником порта было озвучено решение о необходимости развития порта на базе нескольких серьезных проектов, находящихся на стадии запуска: 

– Проводятся работы по увеличению пропускной способности терминала на Карантинном мосту, а также расширение его территории до 19.3 га. После завершения работ общая пропускная способность терминала будет составлять 600 тыс. TEU/год. Уже 10 сентября были произведены работы на первом судне, что говорит о целесообразности вложения общего объема инвестиций на сумму 4.9 млрд грн.
– расширение способностей по зернообработке обеспечивается за счет активного вложения инвестиций в новый перевалочный комплекс на общую сумму 1.2 млрд грн, что даст возможность осуществлять обработку до 4 млн. тонн зерна.

Дополнительно, начальник отчитался о завершении строительства другого зерноперевалочного комплекса с общей мощностью 3.2 млн тонн/год. На данное строительство в пределах причала №4 было затрачено $92 млн. Существующий проект предполагает также проведение реконструкции комплекса причала №7, объем инвестиций которого на данном этапе проектирования остается неизвестным. Однако существуют так же планы на развитие судоверфи «Украина», а также других территорий порта.

 Всего же руководством Одесского порта планируется привлечение за период до 5 лет в общей сложности до 12 млрд грн инвестиций.


Среди наиболее интересных с точки зрения привлечения инвестиций направлений называются круизный туризм, который в недавнем времени стал одним из ключевых направлений деятельности Одесского порта.

 

Читайте также на «Информер»Финансы поют романсы. Что ждет экономику Украины и России в следующем году. Комментарии и инфографика


По словам Михаила Соколова, «на прошедшей 19 сентября Генеральной Ассамблее MedCruise особый интерес был уделен именно развитию круизного судоходства, которое способно восстановить до недавнего времени растущее количество заходов круизных лайнеров в порт Одессы. Можно так же отметить желание европейских партнеров включать Одессу в туристические маршруты, что демонстрирует веру западных партнеров в восстановлении политической и экономической стабильности в регионе».

Как известно подобным планам предшествовала объективная статистика, которая позволяет сделать вывод о будущем предназначении Одесского порта в разрезе изменившихся объемов товарооборота.

За период май-июнь 2014 года, по данным представительства ЕС в Украине, официально был зафиксирован рост экспорта украинских товаров в страны Европейского Союза на уровне 25% и соответствующее падение экспорта в Российскую Федерацию на уровне 23.1%.

Данный факт свидетельствует о стремительной переориентации отраслей экономики, что не может игнорироваться руководством Одесского порта, ведь ряд импортных направлений, имеющих приоритет до недавнего времени, стремительно его теряют, что говорит о необходимости переоценки пропускных мощностей самого порта.

Сняв импортные ставки на товары из Украины в апреле 2014 года, Европейский Союз смог поспособствовать частичному замещению экспорта украинских производителей и компенсации потери ими российского рынка. Дополнительно констатируется факт снижения поставок украинской продукции за весь период 2014 года в Казахстан (который лидирует по сокращению объемов экспорта) и Беларусь на 52.5% и 20.2% соответственно.

По данным интернет издания «Европейская правда» в разрезе по регионам Украины за первое полугодие 2014 года общая картина внешней торговли представлена следующим образом:

 

Источник: интернет издание «Европейская правда» http://www.eurointegration.com.ua/

 

– Практически все регионы страны (в том числе Донецкая и Луганская область) осуществляют меньше половины своего экспорта в страны СНГ, что само по себе не является кардинальным изменением на фоне общей стагнации производства. Но если взять за сравнение 2013 год, то статистика показывает, что подобную ситуацию ранее имело всего лишь 6 областей (Черновецкая, Волынская, Тернопольская, Ивано-Франковская, Львовская, Закарпатская) и Киев, то есть, по сути, области западной части Украины, находящиеся вблизи границ со странами ЕС.

На сегодняшний день экспорт в страны ЕС становится выше, чем в страны СНГ, что для 13 регионов уже является абсолютным показателем, в то время как в 5 других регионах европейский экспорт даже превысил показатели экспорта в страны СНГ. То есть, можно говорить о том, что области, производство которых ориентировано на СНГ, остались в меньшинстве

– Тем не менее, автономные преференции, введенные со стороны стран ЕС, только частично затронули показатели первого полугодия 2014 года, так как начали действовать с 23 апреля 2014 года. То есть, по мнению экспертов, есть все основания утверждать, что положительная тенденция роста экспорта украинских товаров в страны ЕС сохранится и во втором полугодии, так как дальнейшая переориентация экономики приведет к тому, что основные экономические кластеры, такие как коксохимическая и металлургическая промышленности, ввиду объективных причин, будут терять свой удельный вес, и на первый план будут выходить другие отрасли народного хозяйства.

 

Читайте также на «Информер»Антикоррупционные стратегии партий, прошедших в Верховную Раду. Аналитика  

 

– Из данных, приведенных на графике, так же видны показатели Одесской области, которая на поверку оказалась достаточно нечувствительной к изменениям рыночной конъюнктуры, обладая всего лишь 12% объема экспорта в страны СНГ и 27% в страны ЕС. Остальная доля экспорта в размере 60% приходится на остальные страны.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что совместимость производственных мощностей по переработке и общему товарообороту на сегодняшний день для Одесского порта является первоочередной необходимостью.

Ведь, даже если учесть относительную стабильность направлений экспорта по Одесскому региону, не стоит забывать, что в условиях оккупации Крыма Одесса остается основными морскими вратами Украины. 

 

Александр Замковой