Реформа местного самоуправления является одним из приоритетов украинского правительства. Имплементация законодательства в сфере местного самоуправления позволить эффективнее расходовать денежные средства, изменение конфигурации, площади и структуры местных громад должно привести к реальному улучшению качества жизни на местах.
Европейская модель местной демократии (и реформ в сере местного самоуправления) не является универсальной и единственной возможной, при этом европейцы готовы оказывать Украине помощь в разработке конкретных программ и финансово поддерживать инициативы правительства Украины. Об этом в частности заявил посол Королевства Норвегия в Украине, Й. Фредриксен выступая на XI Украинском муниципальном форуме в Одессе, 23 июня 2015 года.
При этом важным фактором имплементации данной реформы является определение текущего состояния функционирования системы местного самоуправления и доверия к нему со стороны граждан Украины. Это можно определить, базируясь на данных масштабных социологических исследований, результаты которых есть в распоряжении Informer.od.ua.
Взаимодействие общества с органами местного самоуправления
Масштабное исследование под названием «Общественное мнение о взаимодействии общественности с органами местного самоуправления» выполненное исследователями из Аналитического центра «Социоконсалтинг» позволяет взглянуть на перспективу взаимоотношения местной власти и граждан с перспективы самих граждан и экспертного сообщества.
Структурированное интервью было проведено в 20 городах в ходе которого было опрошено 2 000 респондентов. Основная масса городов – участники проекта «Формирование политики, основанной на фактах, в сфере местного самоуправления в Украине»; остальные, не включенные в проект города, для того, чтобы обеспечить представительный характер выборки. Также в рамках проекта было опрошено 225 экспертов, по 15 из каждого города, который участвовал в исследовании.
Обобщенные данные показали, что 83% опрошенных за прошедшие 12 месяцев голосовали на выборах, 18% ходили на встречи с депутатами местных советов, 14-15% принимали участие в общих сборах граждан, ходили на встречи общественности с мэром, принимали участие в санкционированных демонстрациях, 5-9% обращались к конкретным представителям местных органов, 1-4% принимали непосредственное активное участие в политическом процессе – собирали подписи, принимали участие в публичном обсуждении решений органов власти, принимали участие в протестных акциях, которые не были санкционированы.
Подобная структура активности накладывается на следующий срез общественного мнения: местная политика интересует 39% опрошенных; не интересует – 59%, национальная интересна 23% респондентов, а не интересна более чем 3/4 (76%) опрошенных. При этом мировая политика занимает промежуточное место: 35% опрошенных интересуется, 63% не интересуются нею.
Большинство опрошенных весьма критично относятся к местной власти. 57% согласно с определением «В нашем городе интересы представителей местной власти важнее, чем интересы большинства населения». Только 22% не согласны с этим утверждением, и 9% частично не согласны.
В исследовании также проявляется тенденция, когда граждане уверены, что власти на местах злоупотребляют служебным положением. 66% не согласны или абсолютно не согласны с утверждением, что «Представители местной власти не злоупотребляют своим положением для собственной выгоды». При этом уровень доверия местной власти стоит выше, чем доверие судам, правоохранительным органам, Верховной Раде Украины и Кабинету министров.
Что касается источников информации о деятельности местных органов власти, то ими являются: телевидение (78-80%), информация, полученная от коллег, знакомых, родственников (40-42%), Интернет и печатная пресса (35-39%).
В вопросе возможности граждан влиять на принятие решений на местном уровне позиция жителей городов и экспертов разошлась. 68% граждан считают, что население не влияет на принятие решений на местном уровне, 20% считают, что имеет незначительное влияние, 6% определенное влияние и 1%уверены, что значительно влияние. В то же время эксперты считают иначе: 3% придерживаются мнения, что граждане не влияют на решения местных властей, 16% имеют незначительное влияние, 59% определенное влияние и 15% убеждены, что граждане имеют значительное влияние на принятие решений местными органами власти.
В числе причин, которые мешают гражданам влиять на принятие решений местной власти, называют отсутствие времени, незнание и несовершенство законодательства, угрозу противодействия со стороны органов власти и ряд иных причин. При этом 36% населения уверено, что их действия не принесут результата, а 11% это не интересно. В тот же время 53% экспертов сигнализируют о пассивности граждан, а 18% отмечают слабую компетенцию неправительственных организаций.
Также рознятся отношения граждан и экспертов к вопросу о том, прислушивается ли к общественности местная власть. Всего 13% граждан считают, что мнение общественности скорее будет учтено, и всего 1% уверены, что точно будет учтено. Экспертное мнение несколько иное: 55% уверены в том, что мнение общественности часто принимается во внимание, а 23% постоянно принимается во внимание.
Измерение политического участия общественности в украинских городах
Исследование, проведенное совместно Норвежским институтом городских и региональных исследований и Национальным институтом стратегических исследований поводило свести 24 вида активности к трем измерениям – контакт, протест и выборы. В опросе приняли участие 2 000 респондентов в 20 городах Украины.
Наибольшее количество вариаций предоставил вариант контакта с властью на местах. В целом же граждане с высоким уровнем образования более склонны выражать свои требования непосредственно представителям власти, чем люди с низким уровнем образования. Граждане, которые контактируют с политиками и органами власти, имеют меньше доверия к местным властным структурам, но они заинтересованы в местной политике и уверены в своей возможности изменить ситуацию и повлиять на принятие решений на местном уровне.
Протест выражен значительно меньшим количеством вариаций для выражения, и его выбирают в основном мужчины, а среди них студенты и люди с низким уровнем материального обеспечения. Протестуя, граждане уверены, что могут осуществить изменения в местной политике.
Что касается выборов, то в целом наблюдается высокая явка избирателей, но сохраняется тенденция, когда молодые приходят на избирательные участки реже старшего поколения. В выборах принимают участие в основном граждане с высоким уровнем доверия к властным структурам и заинтересованные в политике.
Доверие к местной власти
Одним из основополагающих факторов построения действенной системы местного самоуправления является доверие населения этим институтам. В целом доверие к местной власти в среднем по Украине выше, чем доверие к высшим органам власти, также выше интерес населения к местным властям, их деятельности. Это неудивительно, так как любое принятое решение на местном уровне будет, так или иначе, отражаться на качестве жизни населения.
Исследование на тему доверия к местной власти в Украине провели совместно Норвежский институт городских и региональных исследований (Трин Мирвольд) и АЦ «Социоконсалтинг» (Анна Мусийчук).
В результате исследования было опрошено 1 500 респондентов в 15 городах Украины. Участники исследования оценивали местное самоуправление, собственное участие и опыт сотрудничества с местной властью.
Основными тезисами исследования стали следующие положения: в Украине есть весьма большой интерес к местной политике, но граждане имеют меньше доверия к государственным структурам, чем в большинстве европейских стран.
На основании обработки материалов исследования путем применения многоуровневого регрессионного анализа оказалось, что в 9 из 15 городов люди доверяют местным институтам большем, а в 6 городах больше доверия к национальным институтам.
Результатами анализа стали следующие выводы: люди с более высоким уровнем жизни более доверчивы, люди, которые проживают в городах с высокими затратами из бюджета, более доверяют местной власти, люди, которые верят, что мнение граждан учитывается и что можно влиять на решения местных властей доверяют местным структурам в большей степени, люди, у которых не было проблем во время последнего обращения к организациям на местном уровне более склонны доверять местной власти.
Таким образом, в результате социологического анализа современного состояния отношения населения к местной власти можно четче выстраивать модель новой конфигурации местного самоуправления.
– В первую очередь мы заложили такие фундаменты, что любые изменения законодательства, в первую очередь Конституции, должны осуществляться на позициях Европейской Хартии о местном самоуправлении. Это вопросы действенности громад, их самодостаточности, вопроса взаимосвязи между органами центральной власти и власти на местах на принципах субсидиарности. По мнению президента только все вместе мы сможем достигнуть реального результата. И когда мы сможем построить сильные, действенные местные громады, тогда мы построим сильную Украину, – отметил первый заместитель администрации президента Украины Виталий Ковальчук, выступая на XI Украинском муниципальном форуме в Одессе.
Станислав Кинка