15 марта в 17:00 в Одесском художественном музее откроется выставка «Тарасова коллекция в воображаемом музее». На открытии вход — свободный, – сообщает Культурометр.
То, что покажут на выставке — подарок. Осенью 2018 года в музей обратился коллекционер украинского искусства Тарас Максимюк с предложением передать музею свою собрание украиники.
Собрание состоит из нескольких коллекций, которые могут добавить музею славы как центру презентации и исследования украинской культуры. Речь идет о коллекции произведений выдающегося мастера Михаила Жука (1983–1964), коллекции произведений известного художника Амвросия Ждахи (1855–1927), коллекцию связанной с Одессой Шевченкианы (произведения живописи, графики, скульптуры, керамики, печатные материалы и т.д.), персональный фонд известного украинского общественного деятеля Евгения Чичкаленко (1861–1929), коллекцию украинских изданий (начиная с 1834 года), коллекцию почтовых иллюстрированных открыток Одессы и Украины, и другие художественные произведения и печатные материалы, которые не относятся к перечисленным коллекциям.
«За всю историю наша институция ни разу не получала предложений похожей значимости ни по количеству единиц хранения, ни по полноте и объему предлагаемых коллекций. Включение этого собрания в музейный фонд может существенно изменить представление широкой общественности о богатой и интересной истории украинского искусства в Одесской области, дать толчок исследованиям до сих пор не исследованных страниц художественной истории южного региона и, как результат, увеличить культурный вес и туристическую привлекательность нашего города», — подчеркивают в музее.
Жук. Панно «Белое и Черное», 1912-1914
Впрочем, музей оказался не готов принять столь щедрый подарок из-за катастрофической нехватки музейных площадей. Музей был открыт 120 лет назад. Тогда его коллекция насчитывала 700 экспонатов. Сегодня их более 10 000, а экспозиционные площади не увеличились. Нехватка экспозиционных площадей, площадей для фондохранилищ, научной и реставрационной работы, для проведения образовательных мероприятий ощущалась уже в конце 1980-х.
«Сейчас ситуация стала критической, — подчеркивают в музее. — Обогащение собрание музея коллекцией Максимюка влечет за собой необходимость создания отдельного центра украиники как структурного подразделения музея. С этой задачей музей не в состоянии справиться без доброй воли и помощи Областного совета и Одесской областной государственной администрации.
Появление отдельного культурного центра украинского искусства позволила бы музею достойно представить имеющуюся в фондах коллекцию текстиля, украинской иконы и народной картины, коллекцию работ Марии Примаченко, изделия из фарфора и фаянса, которые из-за нехватки выставочных помещений представлены скупо и недостаточно. Кроме того, появление центра позволило бы организовать фондохранилище для новых поступлений, которые сегодня ограничены из-за нехватки площадей».
В отличие от воображаемого музея Андре Мальро, для создания которого не нужны ни потолок, ни стены, этим коллекциям мало воображения зрителя и его способности запоминать. Чтобы говорить о содержании, об идеях отраженного, музейщикам нужны условия для экспонирования и исследования.
Собрание Тараса Максимюка насчитывает несколько тысяч единиц хранения. В музее покажут только небольшой ее фрагмент. Все же собрание как единое ждет возможности быть законсервированным, реставрированным, исследованным и, как результат, представленным публике.