Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера!
Попандопуло
Александр Турчинов в декабре 2014 года заявил, что в случае необходимости, безусловно, будет введено военное положение, когда будет реальная угроза. Что именно подразумевается под реальной угрозой, не уточнил.
Однако содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник подчеркнул, что решение о введении военного положения требует дискуссии. Оно запоздало уже месяцев на девять – ВП должно было быть введено с началом агрессии в Крыму, согласно украинскому законодательству. Эксперт подчеркивает, что «когда сейчас звучат аргументы о целесообразности или нецелесообразности этого решения из уст наших официальных лиц, то возникают большие сомнения в их искренности…».
Аргумент против ВП: невозможность получения кредитов от МВФ – зависит не от введения военного положения, а от отсутствия реальных реформ. Единственное, что может дать введение военного положения, как считает эксперт, – это признание факта войны, а не только АТО.
Юрий Бирюков, помощник президента и советник министра обороны считает по-другому, заявляя, что военное положение – это перевод рельсов всей экономики страны на военные рейки. Эксперт напоминает, что «в нашей экономике вообще аховая ситуация». Нам нужны в том числе и кредиты того же Международного валютного фонда. А странам, где объявлено военное положение, по мнению политика, никто кредиты не дает.
Что даст введение военного положения сейчас? А. Мельник заявляет, что это вряд ли позволит существенно продвинуться в решении тех проблем, которые существуют на данный момент: отсутствия четкой идеи о том, как разрешить этот конфликт, проблемы ответственности командования за совершенно непрофессиональные решения, которые привели к существенным потерям. В этом он не видит существенной перспективы улучшения.
Возможно, введение военного положения упростит задачу для Украины, когда она будет обращаться в международные суды. Но, нужно помнить, что, в случае военного положения, национализируется всё имущество страны-оккупанта, а интернет и СМИ подвергаются цензуре. Происходит тотальная мобилизация, вводятся: комендантский час, ограничения в передвижении, возможность личного досмотра и проверки документов, а все заводы и фирмы переходят на военные рейки. К тому же, происходит изъятие личного транспорта и имущества в военных целях. Будет действовать запрет на алкоголь, частные каналы и газеты, запрет на забастовки и митинги. Деятельность политических партий будет запрещена, как и проведение выборов, и изменение Конституции Украины. Принудительное отчуждение имущества в условиях правового режима военного положения может осуществляться с предварительным полным возмещением его стоимости (либо, если это невозможно, с последующим возмещением). Изъятие имущества в условиях правового режима военного положения осуществляется без возмещения стоимости такого имущества.
И, скажем так, это больше приведёт к хаосу и панике, нежели к установлению порядка, хоть и военного.
Правовой порядок военного положения в Украине таков:
1. Военное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины. В Указе определены территории, на которых он вводится, а также время и термин.
2. Вводится трудовая повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер…и т.д.
3. В процессе трудовой деятельности лиц, в отношении которых введена трудовая повинность, обеспечивается соблюдение таких стандартов, как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и время отдыха между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья человека и т.д.
4. Военное положение позволяет использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;
5. Изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных общин, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и граждан.
Военный эксперт экс-замминистра обороны Украины Леонид Поляков отмечает, что этот закон списан с советского законодательства, и его нужно существенно доработать, чтобы привести в соответствие с реалиями Украины. Если этого не сделать, введение военного положения только навредит, поскольку посеет хаос.
Игорь Кабаненко, адмирал ВМС ВСУ и экс-замминистра обороны Украины считает, что Закон Украины «О правовом режиме военного положения» содержит один крайне важный аспект – создание при введении ВП военного командования. По словам эксперта, у нас это исключительно Генштаб и сейчас важнее создание военного командования, которое будет нести полную ответственность. Потому что сегодня ответственность весьма размыта: за что-то отвечают военные, за что-то СБУ, за что-то местные администрации. А вот общего руководства на определенной территории (зоне АТО и прилегающей к ней территории) нет.
Экс-глава внешней разведки Николай Маломуж считает, что введение сейчас военного положения не является актуальным. В случае введения мы будем иметь очень много проблем с его реализацией. Кроме того, есть другая проблема – если такое решение будет принято, то тогда Украина фактически определит противника в лицо России. Кремль только и ждет такого решения, после чего может начать полномасштабную военную операцию, а линия фронта перейдет от Донбасса в Киев, считает экс-глава разведки.
Скажем так, это приведёт самой серьёзной эскалации конфликта. Хотя на данном этапе будут четко определены и стороны военного конфликта.
На территории России у нашего политического истеблишмента до сих пор успешно функционируют предприятия, которые, в случае войны, будут национализированы Россией. То есть, торговать с Россией станет невозможным. Банковская система обвалится, а материально-техническая помощь от других государств будет нереальной.
Однако есть возможность ввести военное положение на части территории Украины. Сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров считает, что на всей территории военное положение вводится не будет, это совершенно ни к чему, поскольку у нас не имеется военных действий на всей территории. Положение можно было бы ввести в Донецкой и Луганской областях, где реально идет война.
Вадим Карасёв подчеркивает, что в случае войны международное сообщество должно приобщиться к ликвидации конфликта в Украине, таким образом, наш внутренний конфликт интернационализируется. Заходят разные голубые каски, ООНовские миротворческие контингенты, ОБСЕ-совские, и тогда Украина теряет суверенное право решать конфликт на Донбассе так, как она считает нужным.
Леонид Поляков считает, что в первую очередь, нужно уточнить роль Кабинета министров, который избегал своих обязанностей, касающихся вопросов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, всестороннего обеспечения сектора безопасности. Эксперт задаёт риторический вопрос: «Почему у нас нет первого вице-премьера, который по распределению полномочий отвечает за вопросы оборонной безопасности? Почему многие вопросы не решаются в секретариате Кабмина (относительно мобилизации, усовершенствования государственного оборонного заказа)? Эксперты считают, что там есть лоббистские интересы, кому-то выгодно управлять этой ситуацией в ручном режиме. Какие интересы, кому это выгодно – не знаю. Но стоило бы спросить, почему забыли о назначении первого вице-премьера, который отвечает и за распределение полномочий, и за оборонный заказ, и за мобилизацию, когда формировали правительство…».
Надо заметить, что относительно правого режима чрезвычайное положение гораздо «мягче».
Чрезвычайное положение может быть введено в случае:
1) возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применение средств поражения, пандемий, панзоотий т.п.), создающие угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения;
2) осуществления массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения;
3) возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4) возникновения массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, которое ограничивает их права и свободы;
5) попыток захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия;
6) массового перехода государственной границы с территории сопредельных государств;
7) необходимости восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
Собственно, последние шесть пунктов имеют непосредственное отношение к действиям, происходящим на Востоке.
Чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более 30 суток и не более 60 суток в отдельных ее местностях.
В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продлено Президентом Украины, но не более чем на 30 суток.
Правовой режим чрезвычайного положения предусматривает:
1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение;
2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом;
5) запрет забастовок;
6) принудительное изъятие имущества у физических и юридических лиц и т.д.
Таким образом, Чрезвычайное положение, введенное премьер-министром 26 января, на наш взгляд, полностью соответствует ситуации. Но ЧП не было бы введено, если бы не отвечало определенным интересам. Вместе с тем, на заседании Кабинета Министров Яценюк потребовал от глав областных администраций «мобилизационных планов» предприятий. То есть, из живой части украинской экономики, возможно, будет создан аналог советской командно-плановой экономики, подчинённой непосредственно премьеру. «Особый период» работы предприятий, начинающийся с момента всеобщей мобилизации или введения военного положения, предполагает работу экономических предприятий в рамках «мобилизационного плана», составленного КМУ.
И здесь есть большая угроза того, что экономика окажется в «ручном управлении» у одного человека.
Ксения Селина