Развитие винного производства и как следствие экспорта виноматериалов из Одесского региона в страны ЕС имеет ряд проблем, но существуют и бесспорные перспективы развития именной отрасли сельского хозяйства.
В первую очередь стоит отметить климатические условия характерные для юга Одесской области. Именно в этих условиях возможно выращивание качественных сортов винограда, которые могут быть переработаны в вино и иную продукцию. С другой стороны, после утраты Крыма, Украина потеряла значительные площади земель, где выращивался виноград и производилась продукция виноделия на экспорт. Это ещё больше повышает перспективность развития виноделия в Одесском регионе. Кроме того, и до аннексии Крыма примерно половина всего производства вина была сосредоточена именно в Одесской области.
У виноделия есть большой потенциал для развития в Одесском регионе
Несмотря на общий экономический кризис и уменьшение площадей, занятых виноградниками по мнению директора департамента экономического развития и торговли Одесской государственной областной администрации Олега Муратова у виноделия есть большой потенциал для роста, что может стать своеобразным стимулом для развития региона.
– Руководство областной государственной администрации очень серьёзно беспокоит ситуация, которая сложилась в винодельческой отрасли, не только во вторичном производстве, но и ситуация в первичном производстве. Мы видим винодельческую отрасль, в качестве ключевых отраслей для развития региона. Я скажу больше, когда готовилась стратегия развития региона в 2011 году, то эта перспектива не так просматривалась, как она просматривается сейчас. Наверное, уже в следующем году мы будем делать соответствующие дополнения и изменения, – отметил чиновник областной администрации.
Отметим, что количество площадей, занятых под виноградники сократилось по сравнению с 1991 годом почти в десять раз (!). Сейчас в Одесской области насчитывается не более 25 000 гектаров плодоносных виноградников, в том время как их общая площадь на первый год независимости составляла 220 тысяч гектаров. Хотя, между тем, производство вина в 2014 году несколько выросло в сравнении с позапрошлым годом.
– В Одесской области 47 предприятий связанных с переработкой виноматериалов. В этом году был собран урожай в 260,4 тысячи тонн винограда, в прошлом году цифра была – 256 тысяч тонн, – говорит заместитель директора департамента агропромышленного развития Одесской ОГА Петр Коваленко.
Что касается квот ЕС, то это далеко не главное препятствие на пути украинского производителя на рынки ЕС. Если производители спирта могут сетовать, что в 27 тысяч тонн ничтожно мала в сравнении с объемом производства по Украине в 15 млн. декалитров спирта, то в винной отрасли играет роль не столько разрешенный объем, а репутация и качество производителя и производимого продукта. Также сложности для украинского производителя заключаются и в том, что он больше не сможет использовать защищенные в ЕС географические наименования, как шампанское, портвейн, мадера, коньяк и прочее.
Виноделие страдает от потери традиционных рынков сбыта, но ищет новые
Чиновники областной администрации в один голос говорят, что отечественные производители чрезвычайно сильно пострадали в результате потери традиционных рынков сбыта своей продукции, в первую очередь в рамках СНГ. Ещё одной проблемой для отечественного производителя становится несовершенство законодательной и нормативной базы, в частности не существует единого кадастра виноградников. Между тем в европейских странах виноградники возрастом в 80-90 лет приравниваются к национальному достоянию.
Проблема с выходом на внешние рынки, по мнению Валерия Заворотного, генерального директора ООО «Научно-производственное предприятие «Нива»», может быть решена за счет выхода на китайский рынок, так как европейский рынок для украинских производителей закрыт, до тех пор, пока не будут приняты соответствующие поправки к действующему в ЕС законодательству.
– Согласно действующим нормам в ЕС могут бутилироваться только виноматериалы из стран-членов Европейского Союза. В связи с этим мы должны активизировать себя на китайском рынке, активнее продвигать себя посредством торгового дома, который там представляет интересы украинских производителей. Мы готовы много работать, чтобы выйти на этот рынок, – подчеркнул Валерий Завортный.
Украинские производители не склонны сбрасывать со счетов и крымский рынок. После того как будут приведены в соответствие с законодательством статус этой территории и механизм товарообмена, то 8-10% рынка могут остаться за одесскими производителями. Об этом заявил Юрий Шелехов, заместитель генерального директора ООО «ПТК Шабо» на круглом столе «Отечественное виноделие: состояние, проблемы, перспективы», который состоялся в Одессе в конце прошлого года.
Также отечественные производители требуют от властей ввести процентную квоту для отечественного производителя в торговых сетях. Одной из серьёзных проблем они называют сложности, с которыми украинские производители пробиваются в украинский же ритейл. В случае принятия законов о новых налогах с подакцизных товаров украинские производители вина рискуют стать неконкурентоспособными перед лицом дешевого и не всегда качественного экспорта вина из-за рубежа.
Немало важным фактором, который косвенно тормозит развитие отрасли, остается высокая стоимость лицензии на оптовую продажу алкоголя, которая по словам Юрий Величко, генерального директора ЧАО «Виктория», стоит более полумиллиона гривен.
Употребляй ответственно: европейские стандарты качества и употребления алкоголя
Одним из косвенных эффектов интеграции в экономические и политические структуры ЕС выступает заинтересованность в том эффекте, который наносит употребление алкоголя украинскому населению. По абсолютным цифрам потребления вина Украина далеко отстает от стран Западной Европы, где на душу населения в год приходится от 20 до 40 литров вина, в то время как в Украине всего 4,5 литра вина на каждого жителя страны. В данном случае улучшение качества продукции, идет параллельно с повышением культуры потребления.
Также важным фактором имплементации норм европейского законодательства является соблюдение строжайших мер безопасности в ходе производства вина и виноматериалов. Подобный путь прошла Грузия, которая для того, чтобы выйти на европейский рынок была вынуждена кардинальным образом изменить практику сбора винограда обеспечив надлежащие условия труда в сфере сельского хозяйства.
Важным аспектом развития винной промышленности в Одесском регионе, в частности, и в Украине в целом, является государственная поддержка этого направления. В первую очередь это связано с защитой внутреннего рынка и помощи отечественному производителю в позиционировании и продвижении своей продукции за пределами Украины. Немалую роль в успешном продвижении украинского вина на новые рынки может сыграть и позитивная кампания в медиа, которая сможет переломить негативный имидж отечественного производителя, который ассоциируется с некачественным и устаревшим продуктом.
Станислав Кинка
(Статья подготовлена при поддержке Фонда развития СМИ посольства США в Украине)