Государственный реестр избирателей Украины: программа по улучшению сервиса

22 февраля 2007 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О Государственном реестре избирателей», который стал правовой основой для создания Государственного реестра избирателей. Предпосылкой внедрения в Украине Государственного реестра избирателей, в первую очередь, стала общественная потребность обеспечения учета избирателей на государственном уровне.


В настоящее время Государственный реестр является единственной защищенной информационной системой государственной регистрации, которая имеет высокотехнологический уровень и доступ к целому ряду баз данных граждан Украины, которые достигли 18-летия.

 

Изменения и инновации: мнения экспертов


Объективной оценкой актуальности и точности, данных Реестра является постепенное уменьшение количества изменений, которые вносятся в списки избирателей после их изготовления. А именно: количества записей об избирателях, дополнительно включенных в списки и исключенных из них, в которые были внесены технические исправления.


На сегодняшний день в базе данных Государственного реестра избирателей хранятся данные почти 36,8 млн. избирателей, в том числе свыше 1,8 млн. в пределах Одесской области.


Что касается мнений экспертов, то украинская система по ряду показателей, в частности по количеству принятых поправок, уточнений явно обходит реестры соседних стран.


– Анализ полученной информации показал, что списки избирателей, изготовленные для повторного голосования выборов Президента Украины (2010), в целом содержали более 786 тыс. изменений, что составило 2,2% от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей. С учетом явки избирателей (70,7%) имеем 3,1%. Списки избирателей, изготовленные для проведения очередных выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов, содержали более 145 тыс. изменений, что составило 0,4% от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей, а с учетом их явки (49,7%) дало 0,8%. Таким образом, можно утверждать, что на очередных местных выборах качество списков избирателей было лучше тех списков избирателей, которые использовались при проведении повторного голосования на выборах Президента Украины, – пишет Александр Шелестов, член Центральной избирательной комиссии Украины.


Вместе с тем, система ещё может улучшаться и модернизироваться, о чем было заявлено на круглом столе «Перспективы улучшения общественного контроля по ведению Государственного реестра избирателей Украины накануне выборов в местные советы», который прошел в Одессе в конце апреля 2015 года.


– Изменения в структуре Государственного реестра избирателей Украины неизбежны и связаны, по нашему мнению, с тем, что очень сложно стать на учет в нем. По некоторым данным за последний год в Украине более миллиона вынужденных переселенцев. Есть ещё множество людей, таких как студенты, которые проживают не по месту регистрации, т.е. принять участие в выборах местных органов власти проблематично. Для того чтобы принять им участие в выборах надо приложить немало усилий. Кроме того коалиция сформированная в ноябре прошлого года декларировала изменение предвыборного законодательства, в частности введение двух туров при выборе мэров городов. Мы также выступаем за открытость реестра, не в плане доступа к нему, а доступ имеют только специальные сотрудники, а в сенсе его большей понятности и простоты использования избирателями, – рассказывает эксперт Центра поддержки общественных инициатив Владимир Пиньковский.


Основные проблемы развития Государственного реестра избирателей Украины связаны, по мнению экспертов, с неразвитостью сферы электронной демократии и электронного регулирования, IT-технологиями в Украине в целом. Также серьёзно проблемой является ограниченный доступ для лиц, которые не проживают по месту жительства, в ситуации, которая сложилась в настоящее время на востоке Украины, в ситуации аннексии Крыма данные положения реестра также нуждаются в корректировке.


– Мировой опыт уже давно позволяет, находясь у себя в офисе или квартире вносить персональные изменения, т.е. подавать заявки, которые могут быть учтены тем или иным органом. Государственный реестр избирателей Украины предполагает только личное посещение и то, как минимум два раза для внесения изменений. Конституция дает права каждому гражданину Украины на свободное участие в выборах различных уровней, но иные законы это в некоторой степени регламентируют. Таким образом, большая часть избирателей (вынужденные переселенцы) не могут воспользоваться этим правом, т.к. их избирательный адрес находится за пределами того места, где они пребывают и регистрацию для них сделать крайне сложно, т.к. это предполагает покупку жилья или прописку. Но согласно действующему законодательству человек, который находится в каком-то месте более 3 месяцев, там фактически проживает, т.е. потенциально является членом конкретной территориальной громады. Т.е. он может пользоваться рядом социальных услуг, но не голосовать на местных выборах, мы боремся за то, чтобы многие десятки и сотни тысячи людей получили такое право, – подчеркивает Владимир Пиньковский.


В числе предложений, которые были приняты на круглом столе, посвященном проблемам развития Государственного реестра избирателей Украины прозвучали следующие: открыть часть реестра избирателей на момент выборов, создать иные реестры, в том числе реестр населения Украины. В целом же все реестры должны быть объединены и информация должна быть доступна, тогда отпала бы необходимость брать справку из иной структуры. Для того чтобы внедрить эти нововведения необходимо принять новые законы или поправки к уже существующим законам.

 

Мировой опыт ведения реестров избирателей, какой вариант ближе для Украины?


Государственный реестр избирателей Украины – это организация, которая фиксирует достижение 18-летия гражданами нашей страны и вносит их в соответствующий реестр, фиксирует умерших людей. Данные Государственный реестр избирателей Украины получает раз в месяц от органов ЗАГСа, миграционной службы и других служб, которые подают ей информацию в бумажном и электронном виде. Уточнить наличие и отсутствие своего имени в списках избирателей можно сделать путем письменного запроса, который направляется в отдел ведения Государственного реестра избирателей Украины, который находится при районных администрациях. Каким образом работает подобная система в иных странах?


В Великобритании существует два реестра, первый – избирательный реестр, который доступен для граждан и членов политических партий. Там граждане Соединенного королевства могут проверить правильность внесенных данных и убедиться, что они включены в список избирателей. Т.е. фактически реестр один, но он делится на открытую и закрытую часть. Реестр существует, чтобы проводить референдумы, он открыт для служб, которые предупреждают и расследуют преступления, а также, чтобы проверять заявки по кредитам.


– Мы видим, что у нас реестр используется только для выборов, а в Великобритании для более широких целей. Для ознакомления стоит обратиться в ближайший офис реестра, который находится чаще всего в библиотеках и в университетах. В английском реестре указывается, в каких выборах может принимать участие избиратель, – конкретизирует Владимир Пиньковский.


В Дании реестр напоминает украинский идентификационный код, с той лишь поправкой, что он служит исключительно для избирательного права. Копии из национального реестра можно приобрести.


В Ирландии избирательный реестр работает с 2004 года. Местная власть обязана публиковать две версии реестра: полную (включает всех лиц, которые имеют право голоса, и используется только для проведения выборов) и сокращенную (включает имена и адреса лиц, которые указали, что готовы раскрыть эту информацию). Т.е. фактически первый реестр охватывает более широкий спектр населения, но с менее полными данными, а второй реестр является добровольным, т.е. менее массовым, но более подробным в плане предоставленных данных.


В Австралии государственный реестр весьма серьёзно защищен и информация, заключенная в нем предоставляется лишь политическим партиям, членам парламента, исследователям, которые используют реестр для статистических данных, для научных работ или экспертиз.


Наиболее интересным для Украины может стать пример Эстонии. Несмотря на небольшое население (1.3 млн. человек) это одна из самых развитых в сфере IT-технологий стран. 98% финансовых операций эстонцы проводят электронными картами (платежами), 100% эстонцев используют мобильную связь, также в стране множество точек бесплатного пользования Интернет.


– В Эстонии закрытый реестр избирателей. За 20 дней до выборов эстонским избирателям высылают карточки выборов, где указывают личные данные и место, где будет проходить голосование, номер участка, – рассказывает устройство реестра в Эстонии Владимир Пиньковский.


Основой успеха Эстонии в сфере ведения реестра избирателей является интегрирование ряда реестров (баз данных), а также применение универсальной ID-карты. С 1997 года выдано около 1 млн. подобных карт. Их можно использовать как для голосования, так и для идентификации, персонификации, использовать в качестве водительских прав, полиса медицинского страхования.


– Эстонцы готовы передать программу, которая внедрена у них, а также внедрить производство таких карт в Украине, – утверждает киевский эксперт.


Основные принципы Интернет голосования в Эстонии заключаются в том, что оно проводится по средствам ID-карты и на протяжении 7 дней до дня проведения выборов. Сохраняется возможность непосредственного (бумажного) голосования. Избиратель использует ID-карту через мобильное устройство, подтверждает свой выбор цифровой подписью. Можно даже «переголосовать», но учитывается только последний вариант.

 

Таким образом, улучшение ведения Государственного реестра избирателей Украины заключается во внедрении новых, признанных в мире, инноваций в технической сфере, повышение открытости и удобства ведения реестра для обычных избирателей (пользователей) при сохранении надежной сохранности от несанкционированного доступа и копирования. 

 


(Статья подготовлена при поддержке Фонда развития СМИ посольства США в Украине)