Перспективы развития речного транспорта в Украине, после подписания Договора об ассоциации с ЕС

Украина обладает значительными и протяженными речными ресурсами, которые не до конца используются в качестве удобного и относительно дешевого способа для доставки грузов, как по Украине, так и за ее пределы.


В Украине есть три крупные судоходные реки: Дунай, Днепр и Южный Буг. Все они имеют выход к Черному морю, а Дунай и Днепр входят в число пяти самых больших рек Европы. Однако, несмотря на существующий потенциал для развития транспортного сообщения по средствам речного транспорта в Украине им перевозится только ок. 0.5% товаров. В то время как в странах ЕС этот показатель доходит до 16,3% в Болгарии, 12.3% в Германии; при среднем проценте по странам ЕС в 6,7% грузоперевозок приходящихся на речной транспорт.


Таким образом, потенциально в Украине есть ресурс увеличения грузоперевозок по рекам более чем в 12 раз. Рассмотрим те условия, которые формируют транспортную логистику на украинских реках и перспективы развития этого вида сообщения в условиях евроинтеграции.

 

Речной транспорт в Украине: основные характеристики


Общая длина судоходных рек в Украине составляет 4 400 км., а самая длинная внутренняя водная артерия – р. Днепр (ок. 1200 км.). Речной транспорт Украины представлен межотраслевым государственным объединением. «Укрречфлот», которое было преобразовано в акционерную судоходную компанию, которая состоит из Главного предприятия и 290 структурных единиц.


Речным транспортом Украины перевозят грузы Днепром, Дунаем, Черным и Средиземным морями с заходом в речные порты Румынии, Германии, Венгрии и Австрии.

 



Однако общий грузооборот по рекам существенно сократился в сравнении с началом 1990-х годов. Динамика цифр позволяет констатировать, что мощности украинских речных портов загружены примерно на 8-12 раз меньше, чем в 1990 году. При этом морские порты на 2007-2008 гг. были загружены на 70% от их максимальной мощности.


– В то время как в Европе успешно развивается внутренний водный транспорт, Украина до сих пор не присоединилась к важнейшему для речного транспорта Европейскому соглашению (1996 г.). По судоходным каналам Рейн-Майн-Дунай и разветвленной системе внутренних водных путей и устьевых портов Амстердам, Роттердам, Антверпен, Констанца груз может быть доставлен внутренним водным транспортом практически по всей Европе. Для Украины перспективны внутренние водные маршруты Одер-Висла-Припять-Днепр и Западная Двина-Припять-Днепр с устьевыми портами Рига-Херсон, – отмечает обозреватель издания «Порты Украины», Игорь Урбанский.


Недостатки развития перевозок речным транспортом связаны с целым комплексом проблем. Среди них, основными сдерживающими факторами интенсивного развития речного транспорта в плане европейской интеграции являются устаревшая материально-техническая база, невысокий уровень механизации перегрузочных работ, значительный физический и моральный износ речных судов, малая доля пакетированных грузов, в общем объеме, недостаточные объемы перевозок с использованием системы «буксир-толкач/баржа».

 



Таким образом, украинский речной транспорт имеет вспомогательный характер, ориентированный на крупные партии грузов (в основном строительных материалов) и не может конкурировать по тарифам и услугам с железнодорожным транспортом. Существуют также проблемы в логистике.


– В структуре украинского транспортно-логистического рынка главную часть составляют транспортно-экспедиторские услуги, значительно меньшую – складирование и таможенно-брокерские услуги, а также управленческая логистика. Емкость рынка контрактной логистики оценивается в Украине в 11-14 млрд. долл. США. В Германии же эта сфера деятельности по прибыльности занимает третье место после автомобилестроения и фармацевтики, – подчеркивает Игорь Урбанский.


В числе тех мер, которые проводятся для повышения эффективности речного транспорта и перевозок по рекам – активные работы по дноуглублению в Днестровском лимане и работы по приведению в надлежащее состояние украинского участка Дуная. Также полным ходом идет разработка проектов речных перевозок на перспективных направлениях внутри страны.

 

Перспективы развития сообщения и грузоперевозок речным транспортом в Украине


Перспективный план развития речного сообщения Украины, представленный в феврале этого года на «Форуме развития инфраструктуры Украины» предусматривает развитие главное речной артерии Украины – р. Днепр.


В настоящее время навигация по Днепру возможна почти весь год в течение 275-300 дней, при средней глубине 3.65 м и оценочной пропускной инфраструктуре в 35 млн. тонн грузов в год. Потенциальная грузовая база в районе Днепра примерно в два раза выше и достигает 70 млн. тонн. На Днепре также расположено 13 специализированных грузовых терминалов и 10 речных портов.


В числе необходимых мер для обеспечения развития речных перевозок необходимо принять ряд мер, которые бы повысили конкурентоспособность речного транспорта. Среди тех мер, которые необходимо предпринять аналитики «Укрречфлота» выделяют следующие: принятие Закона «О внутренних водных путях», разработка и принятие отраслевых транспортных стратегических программ с целью сбалансировать распределение грузопотоков между авто, ж/д и речным транспортом, ввести конкурентный подход к тарифообразованиюна ж/д транспорте, изменить принцип оплаты сборов за прохождение речными судами шлюзов, акваторий морских портов, снизить сборы за проход судов под иностранными флагами по внутренним водным путям Украины.

 



Развитие речного транспорта приведет по прогнозам к ряду положительных моментов. Во-первых, будет разгружен ж/д узел у Большой Одессы. Во-вторых, речной транспорт значительно более экологически чистый, чем иные виды перевозок, выше и его энергоэффективность. В-третьих, развитие речного транспорта укрепит позиции Украины в международных транспортных коридорах.


Что касается перспективных планов развития, то «Украинская зерновая ассоциация» видит значительных резерв для повышения транспортировки грузов реками Украины. Если до кризиса 2008-2009 года в среднем в год реками Украины перевозилось 0.6-0.9 млн. тонн «хлебных» грузов, то к началу 2010-х годов этот объем сократился до 0.3 млн. тонн. Однако некоторое увеличение объемов транспортировки в 2012 году давали надежду на увеличение объемов перевозки «хлебных» грузов по рекам Украины. В частности о том, что перевозка зерна в будущем по рекам будет только увеличиваться, свидетельствует и строительство речных терминалов. В частности в 2011-2012 гг. «Укрречфлот» инвестировал средства в постройку погрузочно-конвейерной линии для перевалки зерновых грузов в Николаевском порту (погрузочные мощности 800 тыс. тонн в год) и строительство элеватора в Днепропетровском порту (пропускная способность 360 тыс. тонн зерновых в год).


Другой крупный игрок на рынке речных перевозок, компания «Нибулон», ещё в 2009 году начала масштабный проект «Возрождение судоходства на Днепре и Южном Буге», который предусматривает инвестиции порядка 150 млн. долл. США, строительство 17 элеваторов и речных терминалов, а также формирование собственного флота из 57 самоходных и несамоходных судов общим дедвейтом 200 тыс. тонн.


 

Подводя итоги можно сделать вывод, что Украина имеет весьма большой нереализованный потенциал перевозок речным транспортом. Основными регионами, перспективными для развития речной навигации традиционно остаются две крупнейшие реки Днепр и Дунай. Развитие инфраструктуры и обновление речного флота, принятие ряда законодательных инициатив направленных на упрощение работы речных перевозчиков может стать дополнительным фактором активизации экономической активности в средней полосе, центре Украины и Придунавье. 

 

Станислав Кинка

 


(Статья подготовлена при поддержке Фонда развития СМИ посольства США в Украине)