Из всех кино для нас важнейшим является искусство
Курс на реформы, заявленный новой властью, касается, как оказалось, не только сфер политики, общества и экономики. Оказалось, что и в сфере культуры будут введены новшества. В частности, это касается новых путей государственного финансирования кино, важность которого трудно переоценить во время ведения информационной войны. И международный имидж Украины как государства с кризисной экономикой и политикой сильно зависит от её «культурной дипломатии».
Но сначала о персоналиях.
Комитет по вопросам культуры и духовности в составе новой Верховной Рады Украины, сформированный 4 декабря, возглавил бывший журналист и медиа-менеджер, глава редакционного совета канала ТВі Николай Княжицкий (фракция «Народный фронт»), как сообщает киевский Институт религиозной свободы. И, несмотря на то, что это имя уже звучало в громких делах, и лицо это не ново, возможно, всё же есть надежда, что медиа-бизнесмен управляет ситуацией лучше. Если, конечно, сама структура не будет бутафорской.
Подкомитет в сфере свободы совести и религиозных организаций возглавил доктор философских наук, религиовед, резидент Украинской ассоциации религиозной свободы, ведущий научный сотрудник Института философии НАНУ, член экспертного совета РИСУ Виктор Еленский, который также является заместителем председателя Комитета. Говоря о направлении, за которое будет отвечать, депутат отметил, что его цель – усиление роли церкви во внутренней и внешней политике страны, расширение ее присутствия в благотворительной сфере, армии, учебных заведениях и тому подобное.
Напоминаем, что, по данным опроса центра им. Александра Разумкова, церковь традиционно пользуется самым большим доверием у граждан, чего не скажешь о политических институтах. В 2013 году количество людей, которые считали себя верующими, составляла 67%, а уже в 2014 году их процент составляет 76%. 7% убеждены, что Церковь должна защищать, прежде всего, власть в политических отношениях. Но большинство убеждено, что Церковь всегда становится на сторону людей. 74% думают, что Церковь должна защищать население от власти и ее возможных преступлений.
Председателем подкомитета по вопросам творческой деятельности, искусства, культурно-просветительской политики стала Инна Бордюг (больше известная как певица Злата Огневич), а подкомитет по вопросам государственной политики в сфере развития и использования государственного языка и языков национальных меньшинств в Украине, книгоиздания, книгораспространения возглавила писательница Мария Матиос.
Читайте также на «Информер»: НАТО надо (?). Украина до сих пор в поиске своего блокового статуса
Предприниматель Сергей Тарута (самовыдвиженец, баллотировался по одномандатному округу в г. Мариуполь) стал председателем подкомитета по вопросам охраны историко-культурного наследия, а предприниматель Вадим Новинский возглавил подкомитет по вопросам благотворительной деятельности и финансирования культуры, как сообщает УНИАН.
Персоналии довольно известны, а комитет имеет свою веб-страницу, на которой публикуются планы и результаты заседаний, протоколы, решения, повестки дня, отчёты и парламентские слушания. И первыми зарегистрированными документами от 12 декабря были законопроекты про усовершенствование финансовой поддержки отечественного кинематографа (№ 1354), а также про внесение изменений в Бюджетный кодекс Украины по поводу усовершенствования финансовой поддержки отечественной кинематографии (№1359), и, что немаловажно, также про внесение изменений в Бюджетный кодекс Украины по поводу отчислений от проведения государственный лотерей (№ 1358) (№1359). Авторы законопроектов – Глава комитета М. Княжицкий и С. Тарута.
В объяснительной записке проекта обозначено, что культурно-просветительская сфера не получает сейчас надлежащей государственной финансовой поддержки, а какие-либо расходы на культуру из Государственного бюджета постоянно подлежат сокращению. И сегодня не менее важным заданием государства вместе с борьбой за территориальную целостность стимулировать развитие украинской культуры через содействие самоидентификации украинцев и популяризацию украинского кинематографа и украинской книги.
Проект № 1354 предполагает создание Фонда развития кино, как некоммерческой государственной организацией, которая будет выполнять специальные функции в сфере финансовой поддержки кинематографа. То есть, в Фонде будет создан отдельный счет, средства с которого будут использоваться исключительно на финансовую поддержку конкретных отечественных проектов (т.е. американским фильмам на этот раз денег не дадим). Идущий в паре с ним законопроект № 1358 предполагает смену целевого назначения отчислений от проведения лотерей на финансирование лечения детей, больных онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, а также, что символично, и отечественного кинематографа.
Кроме того, проект предлагает создать условия для финансовой поддержки отечественной кинематографии путем введения сбора за трансляцию фильмов в размере 20 процентов размера минимальной заработной платы за 1 минуту базы. Стоит отметить, что за 1 минуту базы в отношении фильмов, студия-производитель которых является резидентом страны-оккупанта, ставка сбора должна быть увеличена до размера в 50 процентов от минимальной заработной платы, а 1 минута базы для национальных фильмов и научных и научно-популярных фильмов и передач ставка сбора наоборот снизится до 2 процентов размера минимальной заработной платы.
Читайте также на «Информер»: Межнациональная политика в Одесской области
Логично, что такие условия не могут быть выгодны для российских съёмочных групп, которые приезжают снимать, например, на Одесскую киностудию даже во время военного конфликта на Востоке. Казалось бы, ничего страшного, но это – единственные съёмочные группы, которые вообще приезжают. Так что, закон законом, но всегда очень ненавязчиво хотелось бы, чтоб его разработчики хоть изредка оглядывались на сложившуюся ситуацию.
Эксперты и политики думают по-другому.
Андрей Витренко, заместитель Министра культуры заметил, что «Имидж Украины сегодня во многом зависит от того, насколько мощно работает ее культурная дипломатия. Тем более сейчас, когда против Украины ведется наглая информационная война. Поэтому крайне важным сейчас является налаживание процесса донесения достоверной и полной информации об Украине за рубежом», – отметил Андрей Витренко. И добавил, что сейчас не менее важно и оказывать поддержку культурным институтам за рубежом, которые являются одним из инструментов культурной дипломатии.
Андрей Волошин, соучредитель фестиваля «Киноетника» так комментирует современное состояние украинского кино для eastbook.eu: «Сложную ситуацию с украинским кино не исправить за один месяц или один год, потому что кроме поддержки государства, должна быть поддержка спонсоров, которые должны понять, что их присутствие в фильме не менее эффективна, чем рекламный баннер на спортивных соревнованиях или десятки билбордов по городу. С моей точки зрения, следует ввести строгий контроль за средствами, выделенными из государственного бюджета на киноиндустрию. Для молодых выпускников-режиссеров предусмотреть стипендии с целью обучения в лучших киношколах мира. Приглашать мастеров кино международного класса в Украине с визитами, как на кинофестивале, так и на частные лекции. Ограничить трансляцию американских фильмов в кинотеатрах и на телеканалах, введя квотирование для украинской продукции. Создать художественный центр, который в перспективе может стать плацдармом для формирования украинской «Голливуда». Я понимаю, что эти шаги могут показаться нереальными, но именно в кино и не должно быть ничего реального…».
Сергей Блажевич, основатель компании «Медиа-Трейд Украина» размышляет о массовом кино: «Лучший вариант, который государство сегодня может предложить украинским режиссерам и продюсерам – это площадки для трансляции своих фильмов и тогда они будут сниматься для зрителя, а не для кабинетов киноассоциаций. Я думаю, нужно построить кинотеатры в маленьких городах и селах, ведь там сейчас кроме кафе-баров, ничего, а бывшие дома культуры поддерживаются разве что отчаянными энтузиастами. С одной стороны, государство, как владелец кинотеатра, может распределять кассовые сборы в любой пропорции, например 80% отдать правообладателям. А с другой стороны, у жителей провинции появится прекрасная возможность полезно и интересно провести досуг, а не с бутылкой водки в руках. Пусть, при этом цена билета будет доступной для всех слоев населения – $ 1 и миллионы кассовых сборов в год гарантированы. Именно возрождение кинотеатров при государственном содействии – эффективный инструмент дистрибуции украинских фильмов. У нас же сейчас, как правило, 1 кинотеатр на 100 тыс. Населения, в отличие от России, где 2 кинотеатра на 100 тыс. Населения и Европы, где 4 кинотеатра на 100 тыс. Населения. Ежегодно, Украинский в среднем покупают 20 млн. Билетов в кино и это мизерный показатель по сравнению с 1990 годом, когда продавалось 510 млн. Билетов. Если государство будет заниматься восстановлением инфраструктуры кинотеатров в регионах страны, то можно спокойно выйти на показатель в 90-100 млн. Посещений сеансов в год и возрождение украинского кино…».
Читайте также на «Информер»: Из Союза – в Союз. ЕС, yes?
Кризис кинематографа связан с кризисом зрителя, публики, которая не стимулирует его развитие. Сейчас складывается новая кинематографическая и художественная реальность, новые формы кинопроизводства и проката, что отражается на структуре публики кино.
Снижение художественных, социальных и профессионально-функциональных показателей кинематографического процесса свидетельствуют о его системном кризисе, а новая структура кинопублики, элитно-избирательная, либо массово-ориентированная живёт в отрыве от национального кинематографа. В условиях ведения информационной войны нам не приходится симметрично отвечать на провокации, чтобы громко произнести собственный ответ.
Хотелось бы помнить, что война – это не помеха для развития культуры и, в частности, кинематографа, а настойчивая необходимость для обозначения границ собственной культурной идентичности, а также имиджа целого государства.
Ксения Селина