В неспокойное время важно сохранять душевное равновесие, не поддаваться на панику и рассуждать трезво. Но масс-медиа вовсе не благоприятствуют такому развитию событий.
Чтобы разобраться с тем, каким образом масс-медиа манипулируют общественным мнением, какие способы существуют для нейтрализации этого влияния в HUB Odessa прошла лекция специалиста по массовым коммуникациям и журналистике Елены Ивановой.
Итак, тезисы с лекции «Медиаграммотность как коридор возможностей: от медиабезопасности до социальной активности».
1. Информация – это больше, чем передача данных, информация – это основной ресурс, а коммуникация – основное действие.
2. На общество можно влиять с помощью информации и коммуникации.
3. Основной ресурс индустриального общества – деньги, постиндустриального – информация.
4. Парадоксы информатизации:
А) технологическая идеализация – технофобия;
Б) разнообразие, индивидуализм – унификация;
В) наличие выбора – отсутствие выбора;
Г) реальность – гиперреальность;
Д) мыслящий человек – мыслящая машина;
Е) усовершенствованный человек – уродливый человек;
Ж) искусство – копия (антиискусство);
З) автор – аудитория (постмодерн, эклектика, ирония).
5. Больше информации = меньше информации. Вопрос не в количестве информации, а в том, что человек не может переработать то количеством информации, с которым он сталкивается. Либо информационный голод, либо информационная перегрузка.
6. Массовая аудитория – это не плохо и не хорошо, это способность к адаптации в новых условиях. Средний человек живёт в системе масс-медиа, у него происходит упрощение, стандартизация ценностей.
7. Медиа, не зеркало – это конструктор реальности. Они зависят от политики (в случае с Украиной) или от притяжения экономики.
8. Современные медиа, что ТВ, что печатных СМИ – это взлёт изображения и падение слова. Их смотрят более 60% населения, и 60% из них не доверяют увиденному.
9. У качественных СМИ (особенно печатных) есть два пути: либо исчезнуть, либо меняться, стать квалоидом – совмещать под одной обложкой серьёзную информацию и развлечения.
10. Сила медиа – претензия на организацию ведения реальности. Для медиа не важно каким образом будет осуществляться влияние, с помощью какого контента: информационного, рекламного, развлекательного.
11. Чтобы не попасть под власть медиа потребление информации надо сделать активным процессом: постоянное недоверие к СМИ, вопросы к контенту и способу подачи материала.
P.S. И помните, что хорошую манипуляцию невозможно отличить от реальности.