Курс информационной безопасности для одесситов

В неспокойное время важно сохранять душевное равновесие,  не поддаваться на панику и рассуждать трезво. Но масс-медиа вовсе не благоприятствуют такому развитию событий.

 

Чтобы разобраться с тем, каким образом масс-медиа манипулируют общественным мнением, какие способы существуют для нейтрализации этого влияния в HUB Odessa прошла лекция специалиста по массовым коммуникациям и журналистике Елены Ивановой.

 


 

Итак, тезисы с лекции «Медиаграммотность как коридор возможностей: от медиабезопасности до социальной активности».

 

 1. Информация – это больше, чем передача данных, информация – это основной ресурс, а коммуникация – основное действие.

 

2. На общество можно влиять с помощью информации и коммуникации.

 

3. Основной ресурс индустриального общества – деньги, постиндустриального – информация.

 

4. Парадоксы информатизации:

А) технологическая идеализация – технофобия;

Б) разнообразие, индивидуализм – унификация;

В) наличие выбора – отсутствие выбора;

Г) реальность – гиперреальность;

Д) мыслящий человек – мыслящая машина;

Е) усовершенствованный человек – уродливый человек;

Ж) искусство – копия (антиискусство);

З) автор – аудитория (постмодерн, эклектика, ирония).

 

5. Больше информации = меньше информации. Вопрос не в количестве информации, а в том, что человек не может переработать то количеством информации, с которым он сталкивается. Либо информационный голод, либо информационная перегрузка.

 

6. Массовая аудитория – это не плохо и не хорошо, это способность к адаптации в новых условиях. Средний человек живёт в системе масс-медиа, у него происходит упрощение, стандартизация ценностей.

 

7. Медиа, не зеркало – это конструктор реальности. Они зависят от политики (в случае с Украиной) или от притяжения экономики.

 

8. Современные медиа, что ТВ, что печатных СМИ – это взлёт изображения и падение слова. Их смотрят более 60% населения, и 60% из них не доверяют увиденному.

 

9. У качественных СМИ (особенно печатных) есть два пути: либо исчезнуть, либо меняться, стать квалоидом – совмещать под одной обложкой серьёзную информацию и развлечения.

 

10. Сила медиа – претензия на организацию ведения реальности. Для медиа не важно каким образом будет осуществляться влияние, с помощью какого контента: информационного, рекламного, развлекательного.

 

11. Чтобы не попасть под власть медиа потребление информации надо сделать активным процессом: постоянное недоверие к СМИ, вопросы к контенту и способу подачи материала.

 

 

P.S. И помните, что хорошую манипуляцию невозможно отличить от реальности.