Выборы народных депутатов показали, что общество готово делегировать свои полномочия тем, кто выразил приверженность курсу на реформы. Однако, даже самые благие пожелания должны контролироваться со стороны общества, которое уполномочивает народных избранников на проведение тех или иных реформ необходимых для государства и общества.
В условиях, когда радикальная часть общества готова лишить народных избранников депутатской неприкосновенности и едва ли не люстрировать путем засовывания в мусорный бак за малейшую провинность, становится жизненно необходимым разработка прозрачного и доступного механизма контроля власти, в том числе и народных избранников-парламентариев.
Контроль за деятельностью народных депутатов: законодательная основа и перспективы.
Полномочия народного депутата Украины весьма широки. Однако, до сих пор нет действенного механизма отзыва народного депутата из парламента в случае если он не исполняет своих обязанностей.
В связи с тем, что до сих пор отсутствует механизм действенного контроля за деятельностью народных депутатов, самые разные политические силы пытаются использовать этот аспект в своих целях.
– Я думаю, избиратель имеет право на отзыв депутата, это должно идти совместно со снятием неприкосновенности. Хочу отметить, я как Президент готов защищать демократию. Чтобы административный ресурс не был использован в политических целях, – заявил президент Украины Петр Порошенко.
Вместе с тем о «гражданском контроле» над депутатами говорит и лидер украинских коммунистов Петр Симоненко.
Читайте также на «Информер»: Старые проблемы нового парламента
– Граждане Украины имеет право на орган, который будет постоянно следить за исполнением предвыборных программ. Если будут иметь место их нарушения, то этот орган, назовем его «Народный контроль», будет направлять факты нарушений в правоохранительные органы, чтобы виновные понесли уголовную ответственность за то, что нарушают свои обещания,- отметил Петр Симоненко, лидер КПУ, которая впервые в истории независимой Украины не прошла в парламент.
Ещё одним пунктом, который сможет повысить ответственность парламентариев становится устранение депутатской неприкосновенности.
– Необходимость депутатской неприкосновенности себя исчерпала и если раньше механизм отзыва депутатов, можно было использовать, как механизм политического давления, сейчас нам необходимо отработать этот вопрос и предоставить право избирателям отзывать депутатов. Начинать нужно с местных депутатов – они находятся ближе, – подчеркнул глава государства.
«За честную Раду!»: общественники готовы контролировать народных избранников.
Необходимость контроля народных депутатов осознают не только политик, которые зачастую пытаются использовать подобные темы для спекуляции и повышения личного рейтинга, но и общественные организации.
Читайте также на «Информер»: Что может избиратель? Права и возможности граждан
Примеры конкретных проектов по разработке конкретных механизмов по контролю над деятельностью народных избранников существуют как в масштабах всей Украины, так и в отдельных регионах.
В Днепропетровске общественная организация «Народна воля Днепра» вместе с инициативной группой, состоящей из профессиональных юристов, разработала механизм отзыва депутатов Верховной Рады.
– Принятие этого законопроекта обеспечит народу участие в управлении государством не только раз в пять лет, но и в период между выборами. Повысит ответственность народных депутатов Украины, обеспечит скрытую и явную межфракционную миграцию, убавит социальное напряжение в обществе, вернет веру в парламент, которая была утеряна после долгих позорных страниц в истории украинского парламентаризма, – отметил глава общественной организации Иван Маркевич.
В формате целой Украины задачу по выработке механизма контроля за народными депутатами взяла на себя иницЧтоиатива «За честную Раду!».
– Это объединение из 24 общественных организаций, со всех регионов Украины, которое поставило перед собой довольно амбициозную цель сделать так, чтобы депутаты Верховной Рады начали ответственно подходить к своей работе. На протяжении 20-25 лет у нас сохраняется печальная тенденция, когда депутаты на 4 года забывают об избирателях, потом в последние несколько месяцев дают множество обещаний, принимают несколько, иногда действительно нужных законов и после выборов опять забывают о том, о чем же они на самом деле обещали. Мы ищем пути чтобы эта ситуация наконец то прекратилась, – отметил координатор проекта политический эксперт Центра политических исследований и аналитики Александр Кульчицкий.
Механизм контроля за народными избранниками включает в себя одобрение меморандума, в котором подписанты обещают проголосовать за 11 ключевых для государства законопроектов.
– Это те 11 законопроектов, без которых страна сейчас просто не может развиваться. Они связаны с борьбой с коррупцией, правами человека и их защитой, с реформой финансирования политических партий. Подписанты обязуются поставить эти законы на повестку дня в Верховной Раде и отдать все голоса фракции за них, – подчеркивает Александр Кульчицкий.
Данный меморандум был передан всем политическим силам, которые имели хотя бы гипотетические шансы пройти в состав нового парламента. В итоге непосредственно перед выборами, которые состоялись 26 октября 2014 года, свои подписи под документом поставили представители пяти политических партий.
Читайте также на «Информер»: Грузинские реформы в украинских реалиях
Среди пяти политических сил, которые поддержали инициативу «Народный Фронт», ВО «Батькивщина», «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, ВО «Свобода» и «Самопомощь» три партии прошли в состав нового парламента.
Данная инициатива предусматривает, что подписанты могут выбрать любое количество из предложенных 11 кризисных законопроектов. Таким образом «Народный фронт» поддержал 10 проектов, но отказался поддерживать ратификацию Римского статута.
С точки зрения представителей этой партии, Российская Федерация сегодня использует Римский статут, как инструмент против Грузии, которая его ратифицировала. Члены объединения «Самопомощь» поддержали также 10 позиций, кроме законопроекта о создании Антикоррупционного бюро в том виде, в котором он был принят 14 октября.
Как контролируют парламентариев в странах ЕС.
Контроль над властью возможен лишь в рамках демократического конституционного государства, где власть рассредоточена, урегулирована, ограничена правом, доступна, предсказуема, эффективна. Лишь при наличии гражданского общества государство призвано осуществлять упорядочение своих отношений с населением, взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений.
В странах ЕС существуют различные механизмы, которые призваны контролировать политиков.
В частности в Германии действует портал (http://abgeordnetenwatch.de./). На нем каждый из 612 депутатов бундестага имеет личный профиль, на который каждый может адресовать интересующий его вопрос. Вопросы и ответы открыты для всех посетителей сайта. Как правило, регулярно отвечают 80-90% депутатов. Некоторые отвечают на следующий же день, некоторые через неделю, некоторые вообще не отвечают.
Таким образом, каждый житель Германии может составить свое мнение об ответственности конкретного парламентария перед обществом. Кроме того, в профиле депутата можно увидеть, как он проголосовал в Бундестаге. Также можно проследовать голосование всей фракции, в которую он входит. Более того на сайте присутствует дополнительная информация о деятельности и доходах депутата. Для пользования всеми функциями портала не требуется никакой оплаты или регистрации.
Во Франции нет права досрочного отзыва депутата (в том числе и в местных советах), не используется народная законодательная инициатива. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум.
Читайте также на «Информер»: Балтийский опыт реализации европейских реформ в экономике и IT-сфере. Актуальный пример для Украины
В Австрии ряд должностных лиц ответственен перед громадой, которая делегировала им полномочия. В Великобритании действует он-лайн ресурс (http://www.theyworkforyou.com/) позволяющий узнать, что делает избранный парламентарий или другой представитель власти.
При этом одинаково важным фактором контроля за парламентариями остаются СМИ. Обнародование информации о сомнительных доходах, доказательство злоупотребления властью, подозрение в лоббировании интересов бизнеса почти со стопроцентной уверенностью приводит к дисквалификации обвиненного из сферы большой политики, что также является важным фактором контроля за политиками.
Чем выше степень открытости политической сферы, доступности населения к информации о том, кого они избирают, тем выше ответственность последних.
Станислав Кинка