Реинтеграция Донбасса в контексте территориальной целостности Украины

Решение предоставить части Донецкой и Луганской областей особый статус продемонстрировало, что пока что Украина идет на уступки и практически не способна защищаться. Война на Донбассе стала отражением десяток ошибок, которые 23 года Независимости допускала власть – на этом настаивает множество экспертов. Другие же уверены, что проблема пришла исключительно извне и не сопровождается какими-либо внутренними процессами.

 

Согласно данным социологической группы «Рейтинг», 39% жителей Донбасса настаивают на том, что за смертями на их землях стоят западные спецслужбы и украинские националисты. И, к слову, только 19% представителей Донецкой и Луганской областей называют боевые действие на востоке – войной. Не поддерживают в данных регионах введение визового режима с Россией и закрытие границы с северным соседом. К тому же, только 14% согласны следовать путем евроинтеграции,  40% же  выступают за отделение Донбасса от Украины.  Картина мира большинства жителей восточных областей нашей страны значительно отличается от ценностей и жизненных ориентиров представителей других регионов Украины. И если разобраться, то это вовсе не процесс одного дня – подобное положение дел складывалось как минимум несколько десятилетий.

 

Экономический фактор: стабильность и порядок

 

Развал Советского Союза оказался для восточной Украины настоящей катастрофой: плановая экономика была спасением для шахтеров, металлургов и представителей других рабочих профессий. Ведь, несмотря на свою явную убыточность, шахты продолжали получать финансирование – таким образом можно было и занять людей, и создать иллюзию «советской успешности». Как отмечает известный донецкий блогер Денис Казанский, дончане десятилетиями жили в уверенности, что именно они «кормят Украину»: «Донбасс огромный регион, застроенный советской индустрией, которая вне Союза существовать не могла. И когда это в один момент закончилось, ненужными оказались сотни тысяч людей». Так, финансовые проблемы у многих наших соотечественников совпали с приходом Независимости, что не могло не запустить в их сознании процесс отторжения всего украинского.

 

 

 

Очередной расцвет столица Донбасса  пережила с приходом ко власти Партии регионов и Виктора Януковича. Местные жители рассказывают, что Донецк стал преображаться на глазах: появились новые заведения, аллеи, кинотеатры, торговые центры. Как на малую Родину экс-Президента, в регион начали заходить большие деньги, часть из которых шла на благоустройство, а часть оседала в карманах команды Януковича, о чем  свидетельствуют необъяснимо большие суммы тендеров. Так, по информации «Вестника государственных закупок»,  еще в 2012 году Служба автомобильных дорог Донецкой области заключила договор на текущий ремонт нескольких автодорог. Стоимость ремонта составила 848,22 миллиона гривен, что в несколько раз больше суммы выделенной на девять других областей Украины за целые 4 года, начиная с 2009. Таким образом, подобное положение дел воспитало в жителях Донбасса местный патриотизм, который имеет мало общего с украинским. А Виктор Янукович стал для них воплощением стабильности и порядка.

 

Информационно-культурный фактор: российская пропаганда

 

В силу своей русскоязычности Донецк и Луганск всегда ощущали себя ментально ближе к России, поэтому украинские СМИ так и не стали в регионах основным источником информации. А, как отмечают многие эксперты, отечественные медиа даже не пытались занять лидирующие позиции на Донбассе. Намного более мощная пропагандистская машина России годами формировала в русскоязычных регионах Украины картину мира, которую на данный момент становится практически невозможно сломать. «Украина не сможет победить Россию в информационной войне. Нам нужно искать другие формы влияния. Мы должны сделать украинские медиа более свободными, независимыми, чтобы они могли качественно и профессионально предоставлять читателю разные точки зрения», – подчеркивает украинский журналист, историк и общественный деятель Вахтанг Кипиани.

 

Читайте также на «Информер» Грузинские реформы в украинских реалиях  

 

Несмотря на то, что Украина стала независимой в 1991 году, советская модель образования сохранялась в учебных заведениях нашей страны еще долгие годы, и, к сожалению, сохраняется и сейчас. Украинские школьники еще долгое время учились по учебникам 70-х годов, что давало мало представления о новой действительности. Так, по информации народного депутата Вячеслава Кириленко, еще в 2011 году нехватка учебников в украинских учебных заведениях составляла от 10% до 50%. Учителя решали эту проблему выдачей учебников советского образца, что было особенно характерно для южных и восточных областей Украины.  «В течение последних 20 лет Донбасс превратился в заповедник постсоветской и пророссийской ментальности, а в социальном плане стал самым депрессивным и криминогенным. Качественная гуманитарная стратегия способна изменить положение дел, а для этого нужны годы, – рассказывает историк Кирилл Галушко. – Можно вспомнить пример Эльзас-Лотарингии, из-за которой десятилетиями спорили Франция и Германия. Они по очереди пытались интегрировать ее «к себе» – преимущественно с помощью гуманитарных стратегий и сосредоточением лучших интеллектуальных «кадров». Они работали через систему образования, стремясь изменить мировоззрение младшей генерации».

 

На необходимости адекватной гуманитарной политики настаивает и Денис Казанский. Общественный деятель уверен, что страна должна осваивать территории, которые ментально отличаются от центра: «После распада Советского Союза необходимо было начать культурную интеграцию пророссийских областей в украинские реалии, но момент был упущен, и сейчас вряд ли удастся изменить ситуацию». Так, наиболее проблемной сферой все еще остается незащищенное информационное пространство Украины. Как отмечают эксперты, наша страна вряд ли сможет выиграть у России «войну пропаганд», но остается шанс защититься. «Для того чтобы не повторять ошибок прошлого Украинскому Государству нужно сделать ряд шагов по установлению мощной информационной безопасности», – уверен кандидат исторических наук Сергей Шамара. Эксперт выделяет несколько пунктов, которые необходимо выполнить для укрепления информационного пространства Украины:

 

создание действенной спецслужбы Информационной безопасности Украины, с функциями контроля, разведки и контрразведки, информационной и дезинформационной политики;

 

введение уголовной ответственности за целенаправленную подрывную деятельность в области государственной информационной политики;

 

создание мощного правительственного и предпринимательского лобби украинского кино, радио, телевидения и прессы;

 

введение в средней и высшей школе специальных курсов по информационной безопасности, где будут объяснять законы существования информационного и постинформационного общества.

 

Так или иначе, но Донбасс начинают все чаще называть «украинским Приднестровьем»: месяцы войны истощили регион, как в экономическом, так и в социальном планах. Беженцы обосновываются на новых местах, перенося свой бизнес, работу и быт в другие города. К тому же, как отметил представитель информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко, временным переселенцам действительно не стоит в ближайшее время возвращаться на подконтрольные боевиками территории.

 

Читайте также на «Информер»: Достучаться до небЕС или как поменялось мировозрение одесситов за последние месяцы  

 

Регион теряет все больше людей – одни погибают, а другие больше никогда не вернутся. Без изменения ситуации в гуманитарной сфере для Донбасса может наступить точка невозврата, а украинской власти как можно скорее необходимо решить, как в ближайшем будущем не допустить повторение «донецкого сценария» в других регионах.

 

Мария Шелия