Украина-ЕС. Уроки для Европы

 

Украина-ЕС: уроки для Европы

 

«Бывает, когда мировое движение останавливается, неожиданно какая-то нация сбрасывает шахматную доску – проявляет стремление к чему-то новому, возможно, не зная к нему путь. Такой нацией оказалась Украина». Это слова российского политического эксперта Лилии Шевцовой.

 

Как Украина повлияла на Европу, оказался ли ЕС готовым к Майдану и войне с Россией, об этом рассуждают польский, российский и украинский политологи.

 

В течение многих лет Европа была (и остается) образцом светлого будущего Украины. Мы стремимся к европейским ценностям, высокому уровню жизни, реформам, и страны Старого Света учат, как этого достичь. Но, оказывается, и Украина за последний год дала Евросоюза несколько уроков и открыла глаза на реальность.

 

Урок первый. Европа оказалась не готовой к геополитическим вызовам

 

Лилия Шевцова считает, что до недавнего времени мир находился в состоянии исторической паузы, ведь за 20 лет ни Запад, ни мировое сообщество не создали новой системы мироздания взамен старой, построенной после Второй мировой войны.

 

«Запад оказался в спячке, в состоянии паралича, удовлетворенности собой. Он не может выбраться из кризиса, в котором оказалась модель либеральной демократии, которая сейчас является дисфункциональной и не может решить многие серьезные вызововы», – говорит она. Майдан был проявлением того, что Украина пыталась найти свой путь развития, чем и застала Европу врасплох. Война с Россией стала еще большим ударом.

 

После трагедии с малайзийским боингом западное сообщество понемногу стало приходить в себя: «Западная интеллектуальное сообщество и общество начали приходить к мысли, что речь не идет о локальном конфликте России и Украины, а о геополитическом вызове, который касается европейской и глобальной безопасности, атомного нераспространения».

 

Урок второй. Предложения ЕС для Украины ограничены

 

Польский специалист по политике Анджей Шептицкий рассказал, что даже после революции, которая произошла в том числе за европейские ценности, Запад не может предложить Украине многое. «10 лет назад Всемирный банк посчитал, чтобы реформировать Украину, потребуется около 100 млрд долларов на 10 лет.

 

Если посмотреть на бюджет Украины, то мы видим, что этих денег у Украины нет. Что ЕС предлагает Украине? 11 млрд евро на период 2014-2020». В политическом плане, считает Щептицкий, Евросоюз также имеет не много предложений, ведь пока речь не идет о перспективах членства. По его словам, Польше было легче проводить реформы, ведь у нее эта перспектива была. Итак, получается, что в запасе Европы есть лишь соглашение об ассоциации.

 

Урок третий. ЕС не умеет быстро принимать решения

 

Еще во время Майдана оказалось, что когда нужно, Евросоюз не может принимать решения оперативно. Европа ввела санкции только тогда, когда президент Янукович бежал в Ростов-на-Дону. Такая задержка связана с количеством институтов и процедур для принятия решений, объясняет Шептицкий.

 

Урок четвертый. ЕС не выходит за пределы экономики

 

ЕС не хочет открытого противостояния с Россией из-за экономического интереса и желания сотрудничества. «ЕС строит свою позицию на экономических и юридических инструментах. Для него сама идея использования силы противоречит европейскому видению, концепции мира и международных отношений», – считает Анджей Шептицкий. Мыслить по логике России и Путина – сложная для Евросоюза задача, он не может понять, что надо оставить в стороне экономику и решать военный конфликт по-другому.

 

Урок пятый. Разные страны-члены ЕС имеют разные позиции, что мешает принимать решения

 

Анджей Шептицкий напоминает: «ЕС – это страны-члены, которые, к сожалению, не всегда могут сотрудничать эффективно, чтобы реализовать цели европейской внешней политики». Есть общеевропейская политика, а есть политика отдельных государств. Конечно, политические направления ЕС и стран-членов не отличаются кардинально, но из-за национальных интересов отдельных государств появляются такие вещи, как французские Мистрали.

 

Специалист  уверен, что «это влияет на репутацию стран ЕС, но в целом для них это не проблема. Лидеры государств не думают, как их воспринимают в Украине. Другое дело, как их воспринимают в своих странах». Здесь каждый президент исходит из интересов своего народа и из собственных – им нужно поддерживать рейтинг.

 

Урок шестой. Европа пытается и дальше воспринимать Россию как партнера

 

После распада Советского Союза и прекращения «холодной войны» Европа стала воспринимать Россию как партнера в обеспечении мировой безопасности. Также она стала и экономическим партнером – от российского рынка можно получить большую прибыль, чем только от европейского.

 

«Европа поверила, что никакой угрозы со стороны России нет. Ну да, там есть авторитаризм, Путин, но Европа умеет работать с такими странами. Сейчас там происходит пробуждение от сладкого сна, но она не хочет просыпаться. Хочет, чтобы Россия и дальше оставалась тем партнером, когда не нужно заниматься армией, готовиться к военной угрозе» – полагают украинский политолог Анатолий Романюк.

 

Урок седьмой. Запад привык быть лучшим и поучать

 

Анджей Шептицкий говорит, что «люди Запада за последние 100 лет привыкли верить, что они лучшие, что они все знают, будут учить других и руководить ими». С началом украино-российской войны эта позиция постепенно разрушается. Лилия Шевцова уверена, что, если Запад не найдет ответов на фактор Украины, то под угрозой окажется его статус наиболее прогрессивной цивилизации. Экономические санкции – это попытка выстоять в том числе и перед этой угрозой.

 

Сможет ли Европа объединиться вокруг идеи поддержки Украины, зависит от самой Украины, считает Лилия Шевцова. «Западная политика будет определяться тем, как Украина сможет обеспечивать свою самостоятельность и трансформацию системы. Если Украина будет способна не только выйти на Майдан, но и начать системные реформы, это будет важнейшим стимулом для западного сообщества гарантировать ей территориальную целостность».

 

Виктория Топол