Велодвижение в Одессе: европейский опыт и местные особенности

 

Стандарты Европейского Союза включают в себя целенаправленное развитие велосипедного движения. В ряде стран ЕС приняты подробные положения, регламентирующие правила, безопасность и взаимную ответственность велосипедистов и других участников дорожного движения. В Украине существует осознание необходимости внедрения европейских стандартов для планирования велоинфраструктуры, однако целостной программы на данный момент не существует.

 

Европейский опыт – как ориентир для украинских реалий

 

Велосипед все чаще воспринимается как альтернатива личному и общественному транспорту. Так, в частности, в некоторых федеральных землях Германии до 30%  граждан используют велосипед вместо  общественного транспорта.

 


 – В Германии создана сеть велодорог, так называемая D-Netz, которая состоит из 12 межрегиональных велодорог дальнего следования общей длиной 10 200 км. Она охватывает территорию всей федерации от Альп до побережий, от Рейнского маршрута (Rheinroute) до велосипедной дороги Одер-Нейсе. Около 95% маршрутов проходит по существующим и выделенным региональным велодорогам дальнего следования, связанным в единую сеть, – рассказывает о зарубежном опыте активист одесской организации «ВелоОдесса» Юрий Праздников.


 

  

Популярности велосипеда способствовал как экономический кризис, так и трансформации в восприятии жителей городов, а также централизованная политика государств и отдельных мегаполисов, которые рассмотрели в развитии велосипедного движения возможность облегчить дорожный трафик и разгрузить центральные районы города, которые  неспособны уже справиться с возрастающим потоком автомобилей.

 

Немаловажной причиной дальнейшего развития велосипедного движения представляет собой экологический компонент, т.к. загрязнение окружающей среды выхлопами автомобилей приводит к повышению уровня заболеваемости, а также к разрушению старинных строений химическими соединениями, которые выбрасывают двигатели внутреннего сгорания.

 

В Украине серьёзные попытки «легализовать» велосипедное движение были предприняты перед проведением чемпионата Европы по футболу «Евро-2012». В то время было запланировано строительство велосипедных дорожек во Львове (около 240 километров велопутей), в Киеве – 140 км. и Донецке – 80 км.

 

Однако внедрение европейских норм в данной сфере не ограничивается простым наращиванием инфраструктуры. Для того чтобы велосипедное движение стало полноправным участником городской жизни необходимы и определенные общие правила его развития. В данном случае украинские активисты обратились к немецкому опыту.

 


 – «Рекомендации по организации движения велосипедного транспорта» (ERA) регулируют обустройства велосипедной инфраструктуры в Германии. В определенных федеральных землях ФРГ они являются обязательными, другие на них ориентируются. Сейчас завершен перевод этих рекомендаций на украинский язык. Активисты велодвижения надеются, что их публикация поможет внедрению новейших инженерных решений в области велосипедного движения в Украине и облегчит задачу украинским проектировщикам, – считает активистка Ассоциации велосипедистов Киева Ксения Семенова.


 

 

Одесса – город комфортный для велосипедистов: инструкция к применению

 

Несмотря на общее понимание процесса по внедрению европейских стандартов в сферу жизнедеятельности города, пока велосипедное движение волнует в основном гражданских активистов и общественные организации. И лишь в последнее время вопрос о создании рабочей группы по вопросам развития велосипедной инфраструктуры в Одессе был поднят на уровне городских властей.

 


 – Специалисты считают, что создание велосипедной инфраструктуры сделает Одессу еще более привлекательной для туристов и придаст черты, присущие современному европейскому городу. Кроме того, занятия велоспортом пропагандируют здоровый образ жизни, что подтверждает актуальность развития данного вида спорта, – считают в Одесском городском совете.


 

 

На данный момент инициатива исходит от гражданских активистов, которые все же отмечают позитивные сдвиги в этом направлении за последние несколько лет. Однако недостатков также немало. Среди них: фактически полное отсутствие велодорожек и выделенных полос для велосипедистов, низкая культура вождения, как со стороны автомобилистов, так и со стороны части велосипедистов, недостаточная освещенность многих улиц, в особенности в спальных районах города. Это все существенно снижает потенциал велотранспорта, превращая его в хобби и развлечение на выходные, тогда как развитие велосипедных парковок и необходимой инфраструктуры призвано массово пересадить граждан на экологически чисты вид транспорта, разгрузить узкие улицы в центре города и уменьшить количество пробок. 

 


 – Многие говорят про разметку в городе, велодорожки, европейский уровень, но мало кто задумывается, что будет дальше. Если посмотреть на ситуацию в городе сейчас, то я мало себе представляю у нас велодорожки. Особенно когда едешь по четырёх полосой дороге и две полосы заняты припаркованными автомобилями. Проехать, конечно, можно, но с большим трудом. А представьте, что на месте припаркованных автомобилей будет велодорожка, то куда в таком случае деваться велосипедистам? Ведь проблема Одессы не в дорожках, а в количестве автомобилей вдоль тротуаров. Даже если и будут у нас в городе велодорожки, то автомобили никто не уберёт, которые в том числе будут стоять и на дорожках. Объезжать «автохамов» будет велосипедистам дороже. Выйдет так, что велолюбители будут нарушать ПДД намного чаще, – считает велосипедист Иван Страхов.


 

 

Развитие велосипедной инфраструктуры косвенно может повлиять на туристическую отрасль. Не секрет, что европейский турист привык к прокату велосипедов, причем в странах ЕС взять на прокат велосипед очень просто, чаще всего не надо даже свидетельства удостоверяющее личность человека.

 


  – Многие видели 100-200 немцев, которые приезжали на круизных лайнерах со своими велосипедами, шлемами на велоэкскурсии. Мне, честно говоря, страшно наблюдать, как они едут по нашим дорогам, улицам с припаркованными автомобилями. Максимум, где им может быть безопасно – это в парке, – отмечает активистка одесского велодвижения Жанна Киселева. 


 

  

Стратегия и тактика велоактивистов.

 

Для того чтобы Одесса всё-таки стала комфортным для велосипедистов городом необходимо предпринять ряд мер, которые иначе как в комплексе не решаются.

 

По мнению Юрия Праздникова, активиста организации «ВелоОдесса», для того, чтобы Одесса стала комфортным для велосипедистов городом и стала отвечать европейским стандартам в этой сфере, следует решить немало проблем. А именно разработать городские туристические веломаршруты, отвечающие современным требованиям и стандартам; выработать городской план инфраструктуры для велодвижения, включающий пункты проката, станции технического обслуживания и ремонта велосипедов, охраняемые стоянки, специальные пункты питания и оказания медицинской помощи; установить специальные дорожные знаки и указатели на велодорогах; обеспечить удобные подъезды на велосипеде и перевозку к основным местам массового посещения людей; оборудовать стоянки в центральной части города, у торговых центров, учебных заведений, мест массового отдыха в курортной зоне, обеспечить возможность перевозки велосипедов в общественном транспорте.

 

Кто должен воплощать в жизнь вышеперечисленные рекомендации? На этот вопрос почти все вышеперечисленные активисты велодвижения имеют вполне четкий ответ. Только усилия заинтересованных в преобразованиях активистов смогут побудить городские власти как можно скорее имплементировать европейские нормы велодвижения в жизнь.

 


 – Заниматься этим должны в первую очередь общественные движения, которые близки к самому велодвижению. Именно они могут организовывать и разрабатывать проекты, а потом приходить с ними к властям, – считает Иван Страхов.


 

А способствовать популярности велосипеда должны массовые акции, на которых велоактивисты Одессы демонстрируют преимущества использования велосипеда в городских условиях. В Одессе, в частности, уже несколько лет проходят мероприятия под названием «Критическая масса» и «Велодень», также проводятся уже ставшие традицией велоралли и марафоны «100 километров по Поясу Славы» и «Куяльник».

 

Станислав Кинка, журналист, историк, краевед