Только с первого взгляда кажется, что выращивание культур, традиционных для наших широт, является для фермера гарантией прибыли. На самом деле, если на твоем поле растет все то же, что и на соседних, убытки от перепроизводства в урожайный год могут приближаться к убыткам от неурожая. Поэтому освоение новых культур и новых рынков сбыта – процесс крайне важный, для аграрного бизнеса.
На смелый эксперимент в этом направлении решились херсонские фермеры, при поддержке проекта UHBDP.
Первое поле шафрана
Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства (UHBDP) охватывает 4-ре южных области Украины: Херсонскую, Николаевскую, Одесскую и Запорожскую, Финансируется Министерством иностранных дел Канады (Global Affairs Canada), реализуется и софинансируется Менонитской Ассоциацией Экономического Развития (MEDA). Одним из направлений работы проекта является поиск альтернативных культур, которые могли бы значительно увеличить доход малых и средних фермерских хозяйств в данном регионе.
Батат, аспарагус, и другие культуры, которые украинским фермерам кажутся экзотичными, но при этом крайне востребованы на европейских рынках. А с недавних пор это еще и шафран.
Первое в Украине экспериментальное поле шафрана было посажено в начале этого года благодаря финансовым инвестициям и информационной, образовательной поддержке из Европы и Канады.
Молодое объединение сельхозпроизводителей Каховского региона уже собрало свой первый урожай. Пока что это совсем небольшие объемы: всего пол гектара, с которых было собрано 1,2 кг специи. Однако, учитывая ценность пряности, даже это не так уж мало.
О рентабельности
Специя, родиной которой считается Иран, является единственной в мире пряностью, в которой выгодно держать финансовые накопления – как в золоте.
Всего в мире в год производится около 320 т шафрана. Иран производит 300 тонн. Цена продажи 1 кг шафрана в качестве сырья (в зависимости от качества) на мировом рынке колеблется от 2 до 12 тыс. евро.
С одного гектара можно собрать от 4 до 12 кг шафрана, так как на урожайность влияет множество факторов. Но… инвестиции в посадку 1 га могут составить от 24 до 30 тыс. евро (в зависимости от качества луковиц). Шафран – многолетняя (7-ми летняя культура). В Украине она, нужно сказать, уже давно известна, но не в качестве специи, а в качестве декоративного цветка – крокуса.
1,2 кг шафрана, собранных под Каховкой – это сравнительно небольшой урожай. Но и он принес фермерам более двух тысяч евро. Какая еще культура даст возможность получить такой доход, с половины гектара земли? Да еще и получать его после одной посадки, в течение 7 лет.
Конечно же, до дня, когда южноукраинсий шафран начнет составлять конкуренцию иранскому, еще очень далеко. Но удачный опыт первопроходцев вдохновил других фермеров Каховки: желание выращивать шафран выразили еще 29 хозяйств. Возможно, те из них, кто сможет соответствовать требованиям инвестора, уже в этом году смогут присоединиться к проекту.
. О проекте
«Выращивание плодоовощных культур – это обычно подсобное хозяйство, которое растит их для себя и частично на продажу. Но чтобы работать на внешнем рынке и получать большую прибыль, выращивание должно стать бизнесом. Знаете, можно человеку дать рыбу, а можно удочку. Наш проект дает аграриям удочку. – рассказывает эксперт в области агробизнеса, менеджер по развитию плодоовощного бизнеса UHBDP Сергей Потапов.
(Семинары для фермеров, www.uhbdp.org)
Традиционно в наших южных краях выращивали овощи и фрукты не только для нужд региона, но и для поставки, в частности, в южную часть России, где лето начинается значительно позже.
Новые политические обстоятельства добавили некоторых изменений в работу фермеров: нужно искать новые рынки сбыта продукции. Европейский рынок – ближайшая перспектива для наших аграриев, особенно в связи с евроинтеграцией. Нужно только приложить к этому усилия.
Шафран особенно популярен в южной Европе и Скандинавии. В Швеции, к примеру, шафран используется для окраски блюд из теста. На данный момент территория возделывания шафрана на западе Европы со временем сжалась до средиземноморского побережья Испании, Франции и Италии. 90% мировых поставок происходит из Ирана. В связи с этим украинские аграрии видят хорошую перспективу своему урожаю, особенно учитывая непростые отношения между Ираном и западным миром.
“С 1 января 2016 года, благодаря Договору об ассоциации между Украиной и ЕС, нулевые ставки и отмена ввозных пошлин, среди прочих товаров, были введены на фрукты, сухофрукты, приправы и специи. Украинские производители могут ввозить и продавать на территории ЕС любое количество специй, в эту категорию входит и шафран, которому, в соответствии с торговыми правилами ЕС, прикреплен определенный код (0910 20 10)” – отмечает экономист, Александр Замковой
(Семинары для фермеров, www.uhbdp.org)
Для налаживания экономически эффективной цепи «производитель – покупатель», каждому фермеру необходимо создать бизнес-план. Разрабатывая стратегию действий, проще говоря, принимая решение о том, что нужно сажать, а от выращивания каких овощей отказаться, необходимо исходить из реальных потребностей рынка.
“Эту информацию фермеры так же могут получить благодаря нашему проекту. В каждом регионе, где функционирует проект (Николаевская, Запорожская, Одесская и Херсонская области), работают маркетологи, которые готовы оказывать информационную поддержку в этом вопросе” – отмечает Сергей Потапов.
Принцип работы проекта – инвестирование 1:1, что означает, что фермерское хозяйство для получения денежных средств в рамках проекта должно вложить в свою идею ровно столько же, сколько рассчитывает получить. Кроме того, хозяйство, конечно же, должно предоставить свой бизнес план.
Не бояться быть первыми…
“Компания Агро-фокус – это семейный бизнес, который специализируется на выращивании нишевых агрокультур таких как аспарагус, сладкий картофель, чеснок, а теперь еще и специя шафран – рассказывает глава компании, Лариса Боден. – Желание выращивать интересные культуры появилось от любви нашей семьи к кулинарии и вкусной пище”.
Жизнь в селе не давала возможности пойти на рынок и купить брюссельскую капусту, фенхель, лук шалот, аспарагус. Именно этот фактор вдохновил начать выращивать овощи и ингредиенты, которые здесь недоступны, но которые хочется иметь у себя на кухне. Хобби появившееся 10 лет назад превратилось в небольшой семейный бизнес, который также обеспечил работой односельчан из села Любимовка.
Своим первым урожаем шафрана Лариса вполне довольна и не собирается останавливаться на достигнутом.
Выход на европейский рынок – пока только в планах, но в отечественных супермаркетах продукцию из Любимовки уже можно найти.
Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у партнерстві з Товариством Лева та Фондом міжнародної солідарності (Польща).
Публікація цього матеріалу стала можливою завдяки підтримці американського народу, що була надана через Агентство США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Зміст публікації є виключно відповідальністю редакції Informer.od.ua та необов’язково відображає точку зору USAID, уряду США та МЗС Польщі.