Немецкие инвестиции в контейнерный терминал в Одесском порту

Компания «ГПК Украина» является крупнейшим оператором среди украинских терминалов по контейнерообороту. В компании около 450 сотрудников.

 

Европейские традиции бизнеса в одесском порту

История германской компании началась в 1976 году. Тогда в составе германской группы Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA), владеющей крупнейшими терминалами порта Гамбург, появилась дочерняя компания Hamburg Port Consulting GmbH (HPC).

Компания предоставляет экспертные услуги в сфере развития бизнеса и разработки бизнес-стратегий, логистики, технической помощи, проектирования и развития терминалов, оснащение их различной техникой и программным обеспечением, а также в сфере проект-менеджмента. Компания участвовала в реализации многих транспортных проектов более чем в 100 странах мира. Множество проектов было связано с планированием, проектированием, строительством, модернизацией, эксплуатацией контейнерных терминалов.

«На украинском рынке HPC появилась в 1992 году, а с 1993-го по 1999-й приняла участие в реализации четырех проектов. Первым из них был осуществляемый Евросоюзом проект технической помощи Одесскому порту. Компания HPC выиграла тендер на право консультативной помощи проекту в вопросах поставки техники для механизации», — подчеркивает Константин Ильницкий, обозреватель издания «Порты Украины».

В 2001 году компания приняла участие в тендере на право быть оператором контейнерного терминала в Одесском порту и выиграла его. На сегодняшний день компания имеет договор на оперирование контейнерным терминалом порта до 2044 года.

«Предприятие ГПК Украина является составной частью компании HPC Hamburg Port Consulting GmbH, которая находится в Гамбурге, где у них есть контейнерный терминал, один из самых современных. Это разносторонне развитая компания. То как они импортируют бизнес-процессы сюда, на территорию Одесского порта, нам весьма импонирует. Нам нравится характер управления компанией. Это не самостоятельно выращенная компания в условиях 1990-х годов в Украине. Это хорошие европейские бизнес традиции, правильный бизнес-подход», — говорит Руслан Сахаутдинов, первый заместитель начальника администрации Одесского морского порта.

 

Инвестиции в контейнерный терминал

Увеличение объемов перегрузки контейнеров в Одесском порту позволил иностранному инвестору совместно с украинской стороной инвестировать значительные средства в строительство нового терминала.

««Карантинный мол» — это очень важный проект. Большего по объемам инфраструктурного проекта пока в Украине не было. По параметрам проекта он подразумевает намывку (создание территории) в 19,3 га, постройка соответствующей инфраструктуры, которая позволит функционировать на его базе специализированному контейнерному терминалу, создание причальной линии в 650 метров, Ланжероновской гавани, южного берегового укрепления и волнолома», — отмечает Руслан Сахаутдинов.

Проект был успешно согласован и в 2010 году были начаты работы по его реализации. Общая стоимость проекта – более 600 млн. долл. США. Больше половины этой суммы вкладывает немецкий инвестор. Это один из крупнейших проектов в Украине в формате государственно-частного партнерства.

«Сейчас территория намыта, т.е. сделано большаю часть объемности работы. В частности ответственности администрации, то акватория образована, причальная линия построена полностью, берегоукрепление также выполнено», — подчеркивает Руслан Сахаутдинов.

После завершения трех очередей нового терминала «Карантинный мол» Одесский порт станет самым мощным по перевалке этого вида грузов на Черном море.

 

Терминал приносит прибыль

В августе 2014 года завершилось создание первой очереди нового терминала. По словам Руслана Сахаутдинова строительство было организовано таким образом, чтобы использовать уже построенные мощности, несмотря на то, что проект в настоящее время находится в стадии завершения.

К началу приема первых судов на намытой территории в 19,3 га были сооружены два причала №1-К и №2-К общей длиной 650 м. Были построены берегозащитные сооружения (волноломом), длиной 900 м, установлены три причальных контейнерных перегружателя. Все это позволило принимать суда длиной 323 м, шириной до 42,8 м, с осадкой 14 м.

«10 сентября 2014 года терминал «Карантинный мол» принял свое первое судно – MSC Eloise. Тестовые работы прошли успешно», — сообщают «Порты Украины». С тех пор обработано 150 судов.

Стоит подчеркнуть, что объем перевалки контейнеров также свидетельствует о состоянии национальной экономики. События 2014 года на Донбассе и аннексия Крыма негативно сказалась на экономической ситуации в стране, не обошла своими последствиями и порты Украины. Но в настоящий момент фиксируется рост объемов контейнерного оборота.

«Если мы будем говорить за 8 месяцев, то рост в контейнерном обороте составил в районе 30%. Это очень большие цифры», — отмечает Руслан Сахаутдинов.

Что касается эффекта от режима Свободной торговли между ЕС и Украиной, то по мнению представителя администрации порта реальные достижения будут видны тогда, когда резолюции принятые на политическом уровне будут закреплены процессуально, в поле национального законодательства.

Станислав Кинка

Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у партнерстві з Товариством Лева та Фондом міжнародної солідарності (Польща).

Публікація цього матеріалу стала можливою завдяки підтримці американського народу, що була надана через Агентство США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Зміст публікації є виключно відповідальністю редакції Informer.od.ua та необов’язково відображає точку зору USAID, уряду США та МЗС Польщі.