Украинское государство столкнулось с проблемой массы временно перемещенных лиц. Чаще всего их называют «беженцы», хотя это терминологически не совсем правильно. Понятие «беженец» касается людей, которые прибыли в Украину из третьих стран и хотят получить на территории Украины убежище.
Согласно действующему законодательству беженцем считается лицо, «не имеющее украинского гражданства и подвергающееся преследованиям на основании его расовой, национальной и социальной принадлежности, а также за отстаивание своих политических или религиозных убеждений».
Среди тех проблем, с которыми сталкиваются переселенцы одной из наиболее сложных является проблема их трудоустройства и занятости. В настоящее время на территории Украины находится около 1 млн. человек, которые были вынуждены покинуть свои дома на территории Донецкой и Луганской областей, а также переселенцы из АР Крым.
По официальным данным, которые предоставило министерство социальной политики Украины, на февраль 2015 года было зарегистрировано 978 482 человека, которые покинули свои дома в связи с проведением АТО и аннексией Крыма, в том числе Донецкую область покинуло 334 618 человек, а Луганскую 111 977 человек.
Государственная политика в сфере трудоустройства переселенцев
Первые шаги по трудоустройству временно перемещенных лиц были предприняты еще в начале лета 2014 года. 11 июня 2014 года Кабинет Министров принял решение (распоряжение КМУ № 588-р) относительно решения проблем, связанных с социальной защитой внутренне перемещенных лиц, в частности – возобновление всех социальных выплат и предоставление помощи в трудоустройстве. Была упрощенна процедура приобретения статуса безработного, а также сокращен перечень необходимых документов, для его приобретения.
(Міністерство соціальної політики)
Когда стало ясно, что АТО принимает более длительный по времени характер, была разработана специальная программа при участии научных работников. Целью «Программы трудоустройства и профессионального обучения ВПО на 2015-2016 годы» является обеспечение занятости и повышение конкурентоспособности на рынке труда ВПО путем профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
– Рассматриваются также возможности привлечения к реализации программы волонтерских организаций, которые оказывают помощь временным переселенцам, в том числе – относительно трудоустройства, – сообщает Министерствj социальной политики Украины.
Несмотря на ряд политических мер, которые приняло правительство и профильные министерства ситуация с трудоустройством переселенцев остается сложной. В частности именно из-за этого был уволен глава Государственной службы занятости Украины Юрия Харченко.
– За год из более миллиона зарегистрированных переселенцев из Донецкой и Луганской областей было трудоустроено только 3,8 тысячи наших сограждан. Не была разработана адекватная стратегия и элементарный план работы Государственной службы занятости с переселенцами, люди остались по сути один на один с проблемами своего трудоустройства, – подчеркнул министр социальной политики Павел Розенко, говоря о причинах увольнения своего подчиненного.
Не смотря на кадровые перестановки пока что вниманием профильных служб охвачено далеко не всех переселенцев, хотя работа в этом направлении движется. Значительным подспорьем в работе профильных служб становится помощь волонтеров и помощь коммерческих структур, в частности электронных порталов по поиску работы. Важность работы с волонтерами подчеркнул и исполняющий обязанности директора Государственного центра занятости Ярослав Кашуба.
– Государственной службой занятости обеспеченно трудоустройство 7,4 тыс. граждан, которые вынужденно покинули место своего постоянного жительства. По направлению службы занятости профессиональную учебу прошли 1,2 тыс. безработных из числа таких граждан. В общественных работах и других работах временного характера приняли участие 1,2 тыс. лиц, – официально сообщает Государственная служба занятости Украины.
Региональные особенности трудоустройства временных переселенцев
Одним из самых сложных моментов в процессе трудоустройства является фактор проживания и прописки. Однако правительство довольно быстро среагировало на этот вызов, сделав таким образом, что теперь каждый переселенец может обратиться в любое территориальное отделение не по месту жительства и с минимумом документов и получить консультацию, список вакансий и прочие услуги, которые должны предоставляться бесплатно.
– Официально сообщаем, что за время после временной оккупации АР Крым и г. Севастополь и начала проведения антитеррористической операции 41 тыс. жителей Донецкой, Луганской областей и АР Крым, из которых 28,3 тыс. лиц официально признаны внутренне перемещенными лицами, обратились в государственную службу занятости за содействием в процессе трудоустройства не по месту своего проживания, – отмечает Министерство социальной политики Украины.
Чаще всего люди обращаются не по месту жительства в центры занятости Донецкой, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Полтавской областей и Киева.
Центры помощи в трудоустройстве действуют и при Донецкой и Луганской администрациях. В Луганском центре занятости надеются, что в ближайшее время решится вопрос с трудоустройством переселенцев.
– В службу занятости обратилось 1159 человек, которые переместились из зоны АТО. С их трудоустройством существует большая проблема. Мы со своей стороны подали ряд предложений в Государственный центр занятости для того, чтобы были внесены изменения в законодательство, позволяющее упростить вопросы трудоустройства и позволить стимулировать работодателей при приеме на работу внутренне перемещенных лиц. Я надеюсь, что эти изменения будут приняты, и мы сможем трудоустраивать большее количество переселенцев, – заявил директор Луганского областного центра занятости Сергей Болотский.
(Міністерство соціальної політики)
Одним из новшеств является возможность трудоустройства без трудовой книжки. Это связано с тем, что большинство людей, которые покинули постоянное место жительства, не были уволены официально, то они имеют по факту открытую запись в трудовой книжке.
– Если человек не уволен по основному месту работы и не имеет на руках трудовой книжки, большой беды не будет, если он купит новый документ и работодатель внесет в него запись. Правда, законом не предусмотрено иметь несколько трудовых книжек, но в данной ситуации можно сделать исключение. Или же работодатель может взять человека по трудовому договору, но последнее слово все же за ним. Повлиять на его решение, мы, к сожалению, не можем, – отметила начальник отдела трудоустройства Харьковского областного центра занятости Ирина Лымарь.
Что касается эффективности региональной служб, то процент трудоустроенных переселенцев, например, в Одесской области составляет 20% от общего числа обратившихся.
– За последний год в Одесский областной Центр занятости в поисках работы обратилось 1 497 переселенцев, из которых более чем 20% уже трудоустроены, – отметила начальник отдела организации содействия трудоустройству Одесского областного Центра занятости Татьяна Канава.
Столь незначительный процент трудоустроенных переселенцев связан с рядом факторов, в частности с тем, что наличные вакансии в базе данных службы в основном низкооплачиваемые, от 1 218 до 3 200 грн. Другая причина – отсутствие профессиональных данных и компетенции в других отраслях при отсутствии вакансий по основной профессии.
Стоит отметить, что в центрах занятости переселенцам могут предоставить услуги не только по поиску работы, но и предложить пройти переподготовку и попытаться трудоустроиться по другой специальности. Также на время поиска работы человек может получить статус безработного и соответствующую материальную помощь.
Для внесения персональных данных в единую информационно-аналитическую систему Государственной службы занятости и подбора вакансии необходимо подать в центр паспорт гражданина Украины или другой документ, удостоверяющий личность, а также идентификационный код. Все услуги государственных органов по предоставлению информации переселенцам бесплатны.
Станислав Кинка