Как исчисляются депутатские зарплаты: Украина и мир

Считается, что набор выплат для депутатов является довольно стандартным для парламентов разных стран. Депутатские выплаты могут быть фиксированными ежемесячными выплатами для выполнения депутатских функций и выплатами-возмещением расходов, которые привязаны к конкретным суммам, израсходованным депутатами на определенные нужды.

 

Ещё недавно должностной оклад украинского парламентария без учета налогов составлял 17 тыс. грн. С июля 2014 – 6,5 тыс. грн. Такое значительное уменьшение зарплаты было достигнуто отменой действия определенных составляющих «спецформулы» для вычисления оплаты труда члена украинского парламента (таких как, например, ежемесячная премия и «надбавка за особый характер работы и интенсивность труда»).

 

Ведь в Украине не существует чёткого механизма расчёта депутатских зарплат. В это время, большинство демократических стран, естественно, имеют те или иные ориентиры и методики в формировании зарплатной политики законодателей.


В большинстве стран депутатские зарплаты определяются в соответствии с различными показателями, в большинстве случаев это – шкала окладов государственных служащих (Чехия, Финляндия, Новая Зеландия, Венгрия, Нидерланды, Дания, Польша), немного реже – министерские или правительственные зарплаты (Япония, Венгрия, Чили , Россия). В некоторых странах (Великобритания, Намибия, Бутан) вопросам определения зарплат занимаются специальные независимые органы.

 


 

«Стартовые показатели» для формирования размера депутатских зарплат используются в каждом государстве по-своему. Так, во Франции базовая парламентская зарплата является эквивалентом к среднему между самой высокой и низкой зарплатой государственных чиновников различных категорий высшего ранга, а в Бельгии зарплата депутата привязана к начальной зарплаты судьи Высшего административного суда. В бывших социалистических странах (Болгария, Македония, Словакия, Словакия) для определения размера зарплат депутатов ориентируются на среднюю месячную зарплату по стране и платят парламентариям как минимум в три раза больше этого показателя.

 

Что касается членов Европейского парламента, то в 2009 они получали зарплаты из бюджетов их родных стран и в размере, эквивалентном зарплатам депутатов их национальных парламентов. Примечательно, что с 2009 года европарламентарии получают 38,5% от зарплаты судей Европейского суда, причём такое значительное повышение зарплаты, по некоторым исследованиям, парадоксально сопровождается снижением посещаемости заседаний и уменьшение количества вопросов, которые задают депутаты на сессиях при неизменных других показателях депутатской работы.

 

В Новой Зеландии стартовой точкой для расчета зарплат парламентариев есть оклады государственных служащих, выполняющих сходную по сложности и ответственности работу. Зарплаты членов парламента Канады пересматриваются 1 апреля каждого года и привязаны к индексу летнего среднего процентного увеличения базовой заработной платы в частном секторе основных населённых пунктов Канады. Администрирование парламента и, в частности, зарплат депутатов в Канаде осуществляет специальный комитет – Совет внутренней экономики.

 

Легендарный глава Сингапура Ли Куан Ю в начале премьерства сохранял свою зарплату на низком уровне (около 3,5 тыс. долл. / год), чтобы дать обществу сигнал о том, что каждый должен жертвовать и тяжело работать на благо страны в ее тяжелые времена. Когда в 70-х гг. Сингапур вышел из экономического кризиса, то столкнулся с проблемой оттока лучших государственных служащих и депутатов в частный сектор. Это стимулировало власть создать специальный орган по определению политики формирования зарплат парламентариев и чиновников, в том числе в соответствии с показателями развития государственной экономики. Сейчас оплата депутатской работы в Сингапуре привязана к так называемой шкале SR9 (Administrative Service SR9 Grade): депутаты получают 56% ежегодного пакета выплат SR9, размер которого, в свою очередь, зависит от темпов роста ВВП.

 

Интересные факты:


• В некоторых африканских странах (Буркина-Фасо, Габон, Нигер) депутаты вообще не имеют фиксированных зарплат и взамен получают ежедневную плату за каждое заседание.

• Общемировая тенденция такова, что зарплаты парламентариев со временем, в основном, растут. Так, например, по данным Всемирного банка, в период с 2001 по 2005 в 22 двух стран мира всего пять незначительно уменьшили размер окладов депутатов, остальные – увеличили. Более того, несмотря на мировой экономический кризис, с 2008 только 23% из 104 парламентов мира, исследованных в 2013 международной организацией Межпарламентское объединение (Inter-Parliamentary Union (IPU), урезали расходы на зарплаты парламентариев. Это происходит потому, что чаще всего, увеличение депутатской зарплаты привязано к коэффициенту инфляции в стране.

• Только в небольшом количестве стран зарплаты депутатов освобождаются налогообложения (Египет, Марокко, Кипр, Индия), но в большинстве случаев налогообложению не подлежат только дополнительные выплаты депутатам.

 

В общем, уровень заработной платы у депутатов разных парламентов неравномерный и рассчитывается с учётом специфических для каждого отдельного государства показателей. Несмотря на эти различия, общим для многих стран одно: законодатели справедливо котируются как работники «топ-менеджмента» и имеют зарплаты как минимум выше среднего по стране.

 

Согласно исследованию Всемирного Банка в 2007-2008 гг., В экономически развитых странах (Великобритания, Канада, Сингапур, Новая Зеландия) парламентариям платят самые высокие зарплаты, если учитывать абсолютные цифры, однако в то же время, в малоразвитых странах – лучшие депутатские зарплаты с точки зрения их соотношения с ВВП на душу населения. Так, в 2005 г. соотношение зарплаты депутата к ВВП в Нигерии было 10 к 1, в Уганде – около 36 к одному, в Кении – 55,5 к другу. В Украине, что радует, этот показатель уменьшился с 3,16 в 2012 гг. до 0,71 в 2014.

 

Бесспорной связи между уровнем зарплаты и коррупцией среди депутатов не существует. Не всегда низкий уровень зарплат приводит к росту коррупции среди депутатов. Так, например, в Италии самые высокие среди стран южной Европы депутатские зарплаты, однако и уровень коррупции в публичном секторе, по данным Transparency International, в разы превышает аналогичный уровень в странах-соседях.

 

К тому же, что касается зарплат госслужаших высших рангов, в опубликованном тексте закона о госбюджете на 2015 год отсутствует норма, которая предусматривала бы начисление зарплаты народным депутатам и членам Кабинета министров в размере должностного оклада. Пресс-служба Аппарата Верховной Рады предоставила разъяснения относительно «исчезновения» этих норм об ограничении начисления зарплат парламентариям и членам Кабмина.


В 2015 году максимальный месячный размер заработной платы (денежного обеспечения) народных депутатов Украины, членов правительства, прокуроров, работников государственных органов (кроме Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции) и других бюджетных учреждений, работников Нацбанка, судейского вознаграждения ограничиваются 7 размерами минимальной заработной платы (сейчас это 8526 грн, а с 1 декабря – 9646 грн), а при сокращении численности работников – 10 размерами минимальной зарплаты (12180 грн, с 1 декабря – 13780 грн). В указанном максимальном размере не учитываются выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия для оздоровления, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплата времени ежегодного отпуска.

 

Мустафа Найем год назад говорил, что за 5000 гривен не будет в парламенте. По его словам, с которыми трудно не согласиться, в Киеве невозможно прожить на такие деньги.

 

Директор Института трансформации общества Олег Соскин считает, что повышение зарплаты народным депутатам – это мародёрство. «Бросается кость, чтобы они голосовали за нужные законопроекты. Их дёшево подкупили», – считает эксперт. О. Соскин полагает, что выплаты чиновникам должны формироваться по простому принципу, как в европейских странах. По мнению специалиста, там зарплата привязывается к наиболее уважаемым категориям в обществе, которые формируют интеллект нации, её способность быть успешной. Например, Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Австрия, Швейцария характеризуются тем, что практически заработная плата депутатов соотносится с зарплатой учителей и врачей. Потому что это движущий, важный и многочисленный слой населения, который обеспечивает процветание страны. В этих странах средний класс составляет от 75 до 85 процентов населения. Депутаты являются частью этого среднего класса. «Там олигархата нет, миллиардеров тоже. Нашим нардепам также надо привязаться к средней зарплате этих категорий. Тогда у них будет оплата не более средней по стране. Сегодня это 3200 гривен. Зарплату чиновников надо публично обсуждать. Потому что они – наёмные работники», – отмечает Олег Соскин.

 

Многие эксперты говорят, что парламентарии не успели прочитать закон о госбюджете, за который голосовали. Экономист Александр Охрименко заявляет, что перед голосованием за госбюджет его никто не читал, документ приняли хаотично. «Там скрытый не один такой сюрприз. Почему подняли себе зарплату? Надо было порадовать депутатов, которые попали в Верховную Раду впервые и постоянно жаловались на то, что им не на что жить» , – считает экономист.

 

В Европе полагают, что зарплата депутата должна быть на уровне средней по стране, увеличенной вдвое. В таком случае, у нас эта сумма не должна превышать 7 тыс. грн. «Если в Украине средняя зарплата будет расти, она будет больше и у народного избранника. Сейчас у нас между средней и новой депутатской – разрыв в четыре раза. Все, что финансируются за счёт бюджета, должно обсуждаться и быть известным обществу. Начиная с зарплаты уборщицы в Верховной Раде. Например, в Германии любой гражданин может увидеть на сайте парламента, кто сколько получает. Зарплата госслужащего не может быть тайной», – резюмирует А. Охрименко.

 

Таким образом, относительно размера ВВП на душу населения, зарплата украинского депутата не слишком высока в мировом рейтинге. Однако существует значительный разрыв между средней заработной платой по Украине и депутатской зарплатой. С другой стороны, увеличение депутатских зарплат при повышении деловой и финансовой отчётности при возмещении потраченных средств, на наш взгляд, снизит уровень коррупции. Главное, подвести депутатские льготы под негласные европейские стандарты.

 

 

Ксения Селина