Неделю назад в рамках Международного форума ЛГБТ «Київ Прайд 2016» состоялся Марш Равенства. Несмотря на ряд провокационных заявлений и угроз со стороны радикальных организаций, Марш Равенства в поддержку равных прав для всех вне зависимости от сексуальной ориентации, гендерной идентичности или других признаков прошел мирно и безопасно. На улицу вышли около 2000 человек – всех их объединило убеждение в том, что «Права людини – завжди на часі!». Киевский Прайд стал испытанием для украинского общества, которое продемонстрировало, действительно ли украинцы могут выходить на мирные акции и при этом чувствовать себя в безопасности.
Организаторы Киевского Прайда отмечают, что его проведение можно смело назвать историческим. «Нынешний Марш Равенства вполне заслуженно можно назвать историческим событием: он был открытым, он был массовым, он прошел мирно. Государство продемонстрировало свою способность и желание выполнять свои обязательства по соблюдению прав человека для каждого и каждой. Общество в своем большинстве поддержало демократические ценности и права человека, которые являются краеугольной темой этого мирного собрания. Организаторы очень благодарны за поддержку и сотрудничество. Этот огромный шаг вперед стал возможным благодаря каждому и каждой из нас», – рассказала директор Департамента безопасности «Київ Прайд 2016» Руслана Панухник.
С таким мнением согласен и представитель «Украинского Хельсинского союза по правам человека» Дмитрий Мазурок: «Марш был прекрасно организован. Все произошло публично и безопасно. Как и должно быть».
pp.vk.me
Еще одним испытанием для общества, но теперь уже не только украинского, стала трагедия в Орландо. 12 июня в США произошел теракт – в штате Флорида в результате стрельбы в гей-клубе “Pulse” погибли 50 человек, еще 53 человека пострадали. Тысячи людей по всему миру зажгли свечи в память о погибших, среди них было немало знаменитостей. Так, в связи с трагедией в Орландо сэр Пол Маккартни посвятил свой концерт ЛГБТ-сообществу, а прибывший на место трагедии президент США Барак Обама подчеркнул, недопустимость дискриминации: «Мы должны прекратить дискриминацию ЛГБТ-сообщества. По всему миру».
vk.com
В Европе также первые лица государств обратили внимание на существующую проблему. Так, британский принц Уильям пригласил в Кенсингтонский дворец членов ЛГБТ-сообщества, чтобы узнать больше о проблемах, с которыми они сталкиваются – о гомофобии, бифобии и трансфобии. После чего фотограф Ли Кейлли сфотографировал принца Уильяма для обложки издания “Attitude” – впервые член британской королевской семьи оказался на обложки гей-издания.
После встречи принц Уильям резюмировал: «Нельзя издеваться над людьми из-за их сексуальности или по любым другим причинам. И никто не должен терпеть такую ненависть по отношению к себе, как терпели эти молодые люди. Ты должен гордиться собой и тебе нечего стыдиться».
Прошедшие в многочисленных странах марши равенства и траурные акции еще раз напомнили всему миру о том, что права человека – наивысшая ценность. А также продемонстрировали, что и сейчас в разных странах мира есть люди, которые не чувствуют себя в безопасности.
Согласно исследованиям ВБО «Точка опоры», в 2015 году ЛГБТ-сообщество Украины составляло около 1200000 человек. При этом только 13% граждан Украины относятся позитивно к квир-сообществу, а 63% опрошенных и вовсе считают представителей ЛГБТ – «больными людьми».
В стране, где, согласно Конституции Украины, «церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа – от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательная» (ст. 35), церковь продолжает играть серьезную роль в обществе, декларируя так называемый «традиционный институт брака», а также негативную реакцию на квир-сообщество. Такая позиция значительно влияет и на заявления политиков и чиновников. «Мы с вами выступаем за семейные ценности. Я слышу какие-то фейки, что в Украине могут быть какие-либо однополые браки. Не дай Бог, чтобы это произошло. И мы никогда не будем это поддерживать», – заявил несколько месяцев назад Владимир Гройсман будучи председателем Верховной Рады.
Без государственной и весомой общественной поддержки при заявленной евроинтеграции украинское ЛГБТ-сообщество лишено ряда прав и возможностей – ключевых и базовых для стран ЕС – право не свидетельствовать в суде против партнера, права на регистрацию отношений, совместную собственность, распоряжаться телом, в случае смерти, усыновление и воспитание ребенка, возможность выступать доверенным лицом.
Опубликованные в этом году результаты исследований ассоциации защиты прав ЛГБТ ILGA-Europe говорят о печальной тенденции – соблюдение прав представителей ЛГБТ-сообщества в Украине находится на одном из самых низких уровней в Европе. Украина заняла 44 место из 49. Ниже только – Азербайджан, Монако, Турция, Армения, Россия. В то время как самые высокие показатели принадлежат Мальте, Бельгии, Великобритании, Дании, Испании.
rian.com.ua
Сергей Андросенко, председатель Правозащитного проекта «ГейБеларусь», член организационного комитета “Киев Прайд 2012”, с 2014 года живет в Стокгольме.
Я уже третий год постоянно живу в Швеции, до этого здесь был много раз, да и в целом много, где был в Европе. В Беларуси 8 лет работал в сфере защиты прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров.
Безусловно, любой представитель ЛГБТ-сообщества из Беларуси или Украины будет чувствовать себя в некоторых прогрессивных странах гораздо более защищенным. К примеру, геи в Беларуси милицию избегают, часто избитые геи не идут в милицию, потому что бояться столкнуться с гомофобными насмешками. И, к сожалению, иногда не зря боятся. В Минске было много случаев, когда органы как бы правопорядка, жестоко избивали геев на основании их сексуальной ориентации в том числе. В Украине ситуация получше, но тоже очень часто в кабинетах власти можно столкнуться с предвзятым отношением на основании сексуальной ориентации или гендерной идентичности. А вот в Швеции я впервые стал доверять полиции. В развитых демократиях любой человек имеет равную защиту и право на одинаково адекватное отношение со стороны правоохранителей. Во всех таких странах приняты антидискриминационные законодательства и гомофобия является отягощающим обстоятельством при совершении преступления, наравне с расизмом.
vk.com
Безусловно, я не говорю о том, что в Швеции, Норвегии или Исландии абсолютно нет гомофобии. Но ее градус гораздо-гораздо ниже. В том числе, благодаря тому, что ЛГБТ-сообщество в этих странах гораздо более открытое, мы здесь гораздо заметнее в повседневной жизни. Но в некоторых европейских странах сохраняется несколько большая дискриминация ЛГБТ. В частности, в Польше, Литве, Латвии до сих пор не легализованы элементарные однополые партнерства. Но и там быть геем проще, я думаю, чем в Беларуси или Украине.
В Европе ЛГБТ-организаций очень много, в каждой стране есть большие и маленькие. У нас в Швеции есть организация ЛГБТ-полицейских и ЛГБТ-докторов, есть культурные, есть правозащитные ЛГБТ-организации, есть те, которые работают в сфере защиты здоровья. ЛГБТ-движение в ЕС многого уже добилось, но путь еще не окончен. Хотя из Швеции тот факт, что в Беларуси правительство не позволяет элементарно зарегистрировать самую банальную ЛГБТ-организацию, выглядит отсталой дикостью.
Мы собираем миллионы человек на наших Прайд-парадах в европейских столицах, но в быту сохраняется много гомофбных штампов и предрассудков. И будь то Румыния, Франция или Финляндия. Много гомофобных предрассудков везут в Европу мигранты – и не важно, откуда они – из стран Африки, Сирии или из России. Они приезжают в страну с полным равноправием ЛГБТ-людей, но в своих мигрантских тусовках ненавидят ЛГБТ-сообщество, основываясь на всех тех предрассудках, которые человек впитал в своей домашней стране, и не важно это человек из Афганистана, Пакистана или из пост-советского Казахстана. Представителей квир-сообщества по-прежнему, к сожалению, могут избить или убить даже в странах Европы. Точно также как и черного парня на почве расизма. Но в Европе хорошо то, что, несмотря на то, что каждый понимает, что в социуме есть агрессивные люди, мы знаем, что общество в целом, закон, полиция, СМИ на защите равноправия и достоинства каждого человека.
vk.com
Вера, активистка Queer Home Odessa.
В Украине нет никаких возможностей и никаких отдельных прав для ЛГБТ-сообщества, да и базовые тоже есть далеко не все. Вот недавно ввели антидискриминационную поправку в трудовой кодекс, так гетеронормативная часть общества сразу начала волноваться, что завтра “им разрешат браки и это увидят дети и человечество вымрет от гей-пропаганды”. Поэтому конечно нам еще очень далеко не то, что до возможностей, а и просто до казалось бы обычных реалий с соблюдением прав.
Отношение общества очень разнообразное. В один день я могу познакомиться с несколькими людьми, часть которых будет относиться крайне негативно к ЛГБТ и рассказывать нам методы нашего лечения, другие отнесутся с интересом и будут задавать интересующие их вопросы, третьи уже имеют квир-знакомых, поэтому не удивятся и вообще не придадут этому значения. Однако дискриминация есть, во время «Одесса Прайд 2015» организаторам было отказано в аренде всеми площадками, при чем многими в последний день. Просто потому что квир-сообщество – это не то, что они хотели бы у себя видеть. Так гомофобия заставляет людей даже отказываться от прибыли.
vk.com
А вот правоохранительные органы безумно радуют в последнее время. Во время столичного прайда хотелось обнимать всех полицейских вместе с Деканоидзе, мы первый раз за всю историю чувствовали себя в полной безопасности. Это было прекрасно. Мы благодарны нашей полиции за уважение и защиту наших конституционных прав.
Кроме того, в Украине есть несколько крупных организаций, занимающихся адвокацией и защитой прав ЛГБТИК. Для меня лучшей является ГАУ, говорю об этом по итогам «Киев Прайд 2016», несколько дней в рамках прайда безопасно проходили кинопоказы и дискуссии, а так же Марш Равенства с наибольшим количеством людей за всю историю ЛГБТ-движения в Украине, прошедший мирно и безопасно в самом центре Киева.
Радіо Свобода
Борьба всегда была и всегда будет. В независимости от того, какой уровень будет достигнут, всегда есть риск, что общество и государство могут сделать шаг назад.
Поэтому с лозунгом «за нашу і вашу безпеку» все новые и новые поколения активистов, я надеюсь, будут продолжать борьбу за права человека. В первую очередь – за безопасность и принятие в обществе.
vk.com
Огромное количество активистов из других стран постоянно оказывают нам поддержку, приезжают эксперты и экспертки, делятся опытом, проводят семинары и тренинги. Так, в рамках «Киев Прайда» было очень много привлеченных экспертов и эксперток, в частности из Германии, США, Бельгии, Грузии, Беларуси, России, Молдовы. И это действительно очень важно и ценно для нас, так как многие уже проходили через этапы, которые сейчас проходим мы, и их знания и поддержка оказывают неоценимую помощь в тех шагах, которые мы делаем на пути к свободному от предрассудков и толерантному обществу.
Одним из способов рассказать о себе стал Одесский социальный театр «Урурур». О нем рассказывает руководитель театра Казума.
Идея создать социальный театр возникла у координаторки комьюнити-центра Queer Home Odessa, Анны Леоновой. Инициатива заинтересовала нескольких волонтеров. Таким образом, театр «Урурур» (на тот момент у нас еще не было названия) сформировался в феврале 2015-го года в рамках проекта «Социальный театр» всеукраинской общественной организации «Гей-альянс Украина». На тот момент среди участников и участниц театра не было ни одного человека с театральным образованием. Тем не менее, мы собирались в QH, прорабатывали текст для постановок и подбирали для себя роли. Учителя у нас появились немного позже – ГАУ направили к нам преподавателей для тренингов (постановка голоса, актерское мастерство и сценическое движение). К тому же, у нас появился новый актер, занимавшийся ранее театральной деятельностью. Благодаря ему, мы стали быстрее развиваться как актеры и актрисы.
vk.com. Актеры на Фестивале социальных театров в Киеве.
Первую постановку «Скамейка» мы записали летом 2015-го. В ней мы показываем, как резко меняется отношение к молодому человеку после того, как его соседки решили, что он – гей.
В сентябре побывали на трехдневном первом украинском Фестивале Социальных Театров в Киеве, но, к сожалению, выступить там не удалось – почти никто из актеров, участвующих в постановке, не смог приехать.
До конца года мы работали над текстом второй постановки «Свадьба» и осваивали новый формат социального театра – плейбек. На новогодней вечеринке QH мы показали зрителям развлекательную постановку, приуроченную к концу года.
До конца весны 2016 года, мы росли (как в качественном, так и в количественном плане), усиленно учились, два раза в месяц выступали с плейбеком для посетителей Queer Home Odessa и готовились ко дню борьбы против гомофобии и трансфобии – 17-го мая у нас был запланирован первый плейбек перформанс. Мы удачно провели его в HUB’е для открытой аудитории, показав кроме перформанса еще и короткую постановку на тему двойных стандартов в нашем обществе.
Сейчас мы вовсю готовимся к выступлению на одесском Прайде, который будет в августе, и продолжаем раз в две недели проводить плейбек перформанс в QH.
vk.com
Отличие социального театра от классического состоит в том, что в первом освещаются проблемы, актуальные на сегодняшний день. На данный момент в нашем социуме сильная дискриминация представителей ЛГБТ, эта проблема близка всем участникам театра и является для нас основной. Помимо этого, в разработке у нас постановка на тему дискриминации женщин, а в будущем возможны и другие направления.
Плейбек-театр же является импровизацией – актеры на сцене воплощают истории зрителей, помогая взглянуть на ситуацию со стороны и, возможно, найти какое-то новое решение или же выработать иное, более позитивное отношение к проблеме. Некоторые истории очень драматические и плейбек может помочь рассказчику немного смягчить травмирующий опыт. Так как в данном формате истории идут от зрителей, то спектр затрагиваемых нами проблем очень широк.
vk.com
Состав театра за год с небольшим изрядно поменялся. На данный момент в нем участвуют восемь человек. Среди актеров есть представители всех секторов ЛГБТ, что позволяет нам полнее и глубже освещать проблемы с дискриминацией.
Обучение проводим своими силами, самые опытные из нас делятся знаниями с остальными. Иногда к нам приезжают тренерки, к примеру, за этот год у нас уже дважды были актрисы киевского плейбек-театра Splash.