Как выйти на рынки ЕС? Алгоритм интернационализации бизнеса и успешные примеры украинских предпринимателей

Европейский Союз в настоящее время является крупнейшим мировым экономическим рынком. Общая финансовая система является одним из наибольших достижений объединенной Европы и основами экономического лидерства ЕС. ГОн основывается на принципе и обязательстве государств-членов обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала и людей. Договор об Ассоциации с ЕС подписанный и ратифицированный странами-членами ЕС (за исключением Нидерландов) и Украиной, а также вступление в полную силу зоны свободной торговли (с 1 января 2016 г.), дает возможность украинским производителям выйти на рынки ЕС, используя новые возможности.

 

ЕС заинтересован инвестировать в Украину

Процесс выхода на европейские рынки для украинских предпринимателей и производителей, и интерес европейских компаний к Украине обоюдный. Несмотря на неблагоприятные экономические показатели Украины и нестабильность рынка, европейские предприниматели инвестируют в производства, которые размещены в Украине.

В частности, во время встречи посвященной возможностям для выхода на рынки ЕС украинскими компаниями, посол Бельгии в Украине, Люк Якобс отметил, что бельгийская компания готова инвестировать в производство продуктов питания на территории Одесской области.

Бельгийские дипломаты на встрече по интернационализации бизнеса в г. Одесса, май 2016 г.

Бельгийские дипломаты на встрече по интернационализации бизнеса в г. Одесса, май 2016 г.

Конкретный пример: открытие 19 мая 2016 г. бельгийской компанией «Puratos» завода по производству ингредиентов для хлебопекарной и кондитерской отраслей. Расположен завод на территории с. Усатово Беляевского района. Он оснащен новейшим оборудованием и технологиями, которые соответствуют концепции environmentally friendly economy.

«Puratos» является международным холдингом, специализирующимся на производстве продуктов и сырья в хлебопекарной, кондитерской и шоколадной отраслях. Компания была основана в 1919 году, сегодня поставляет свою продукцию в более чем 100 стран. Главный офис компании расположен в Бельгии.

Украинские и европейские эксперты, предприниматели и дипломаты обговаривают перспективы выхода украинских предприятий на рынки ЕС, г. Одесса, май 2016 г.

Украинские и европейские эксперты, предприниматели и дипломаты обговаривают перспективы выхода украинских предприятий на рынки ЕС, г. Одесса, май 2016 г.

В строительство нового завода инвестировано около 7 млн. евро. Старт проекту был дан в сентябре 2015 года. По словам руководства компании, до 40% его продукции планируется поставлять на экспорт.

«Выход на Одессу, на украинские рынки базируется на привлекательности украинского рынка как такового. Это прекрасный пример того, что дала Украине Зона свободной торговли с ЕС», – подчеркнул в своем комментарии посол Бельгии в Украине Люк Якобс.

ЕС - крупнейший торговый партнер Украины, данные 2015 г.

ЕС – крупнейший торговый партнер Украины, данные 2015 г.

К сожалению, официальный сайт Государственной службы Статистики Украины показывает суммарные инвестиции в экономику Украины стран ЕС только по состоянию на 2013 г. Однако по данным Представительства Украины в ЕС и при Европейском сообществе по атомной энергии крупнейшими инвесторами по результатам 2015 года в экономику Украины были Кипр (37%), Германия (16,6%), Нидерланды (15.4%) и Австрия (7,1%). В это же самое время ЕС продлил запрет на инвестиции в оккупированный Крым.

 

Служба поддержки экспорта: первый шаг к выходу на рынки ЕС

Для того, чтобы выйти на рынки ЕС необходимо знать исходные условия выхода и работы на новых рынках, быть в курсе квот и иных регуляторных мер, которые существуют в ЕС, а также держать руку на пульсе законодательного регулирования торговых операций.

Помочь в этой сфере украинским предпринимателям может представительство ЕС в Украине, которое проводит ознакомительные семинары и готово отвечать на самые разнообразные вопросы, которые возникают у предпринимателей. Кроме того в крупных городах проходят различного рода ознакомительные мероприятия, направленные на информирование целевой аудитории о перспективах и возможностях по интернационализации бизнеса.

График экспорта из Украины. Европа занимает 1-й место

График экспорта из Украины. Европа занимает 1-й место

Об основных тенденциях развития торговых отношений между ЕС и Украиной рассказал известный эксперт по экономическим связям с ЕС Тарас Качка. По его словам за истекший год значительно вырос интерес украинского малого и среднего бизнеса экспортировать в ЕС. За тот же год было достигнуто взаимное признание сертификации и получен прогресс на рынке молока, который является одним из наиболее зарегулированных в ЕС.

Несмотря на позитивные моменты общая тенденция украинской экономики – сокращение экспорта. Однако и в этом случае экспорт в ЕС падает в наименьшей степени. При этом «Европейская правда» в своем исследовании приводит данные, из которых следует, что в Украине 11 областей, которые экспортируют более 50% в ЕС, в том числе Закарпатская область с долей европейского рынка в 93%.

«По итогам 2015 года рост экспорта в ЕС фиксировался лишь в шести областях. Притом, что лишь в Николаевской и Винницкой этот рост превысил 10%. По итогам первого квартала 2016 года рост экспорта в ЕС фиксируется в 11 областях. Из них 9 показывают рост свыше 10%», – отмечает динамику роста Юрий Панченко.

Экспорт в ЕС - приоритет для большинства областей Украины

Экспорт в ЕС – приоритет для большинства областей Украины

По словам Тараса Качки, украинский бизнес ждет целого ряда новаций и решительного реформирование в сфере валютного регулирования (возврат валютной выручки), подписание договора с ЕБРР применительно к малому и среднему бизнесу.

Однако украинские предприниматели могут сами воспользоваться довольно большим количеством сервисов, которые помогут выйти на рынки ЕС. Самым важным следует считать Службу поддержки экспорта. Она поможет понять какие требования к предприятиям и их продукции для входа на рынки ЕС, таможенные тарифы и иные правила импорта. Также на сайте (www.exporthelp.europa.eu) можно найти полезные данные статистического характера, контакты торговых ведомств ЕС, международных организаций и торговых площадок.

Информационные материалы для украинских предпринимателей

Информационные материалы для украинских предпринимателей

Разумеется, для того, чтобы узнать все необходимые для осуществления экспорта тонкости, такие как необходимые технические, санитарные, фитосанитарные требования, структуру рынка ЕС следует быть готовым к англоязычному интерфейсу сервиса.

«Служба поддержки экспорта – это он-лайн служба, которая предоставляет информацию о том, как осуществлять экспорт к ЕС. Это бесплатный  и удобный для пользователя сервис, который предоставляет необходимую информацию об условиях импорта в ЕС», – сообщают в Представительстве ЕС в Украине.

В свою очередь эксперт по интернационализации бизнеса Олег Мирошниченко советует в качестве одного из вариантов для выхода на рынки ЕС воспользоваться услугами компаний по управлению экспортом.

Олег Мирошниченко (по центру), эксперт по интернационализации бизнеса

Олег Мирошниченко (по центру), эксперт по интернационализации бизнеса

«Для поиска компаний по управлению экспортом можно использовать сервис Europages. Кроме того следует воспользоваться порталом интернационализации для малого среднего бизнеса ЕС для поиска провайдеров разнообразных бизнес-услуг, включая услуги компаний по управлению экспортом», – говорит Олег Мирошниченко.

Разумеется, что этим сервисом не ограничивается возможность выхода на рынок. Существуют как прямые, так и непрямые возможности для экспорта, по средствам экспортных агентов, торговцев, ремаркетеров, дистрибьюторов, наконец, есть возможность продажи конечным иностранным потребителям.

 

Успешные примеры выхода украинских компаний на рынки стран-членов ЕС

По мнению Олега Мирошниченко, несмотря на не самые хорошие экономические показатели, украинские предприниматели имеют важное достижение, больше психологическое, украинские товары несмотря ни на что завоевывают на рынки стран-членов ЕС.

«Украинцы могут производить продукцию, которую покупают в ЕС, а также вовремя её поставлять, что также немаловажно. В целом, за один год вполне реально пройти все процедуры и достичь сертификации для выхода на рынок ЕС», – подчеркивает эксперт.

Предприниматели из Одессы и региона на встрече по интернационализации бизнеса в Impact Hub Odessa

Предприниматели из Одессы и региона на встрече по интернационализации бизнеса в Impact Hub Odessa

В числе тех, кто уже успешно вышел на рынки ЕС можно отметить компанию «Инфомир». Её коммерческий директор Виктор Артющенко также принял участие в одесском семинаре по теме выхода украинских предприятий на рынки ЕС. В настоящее время украинская компания поставляет свою продукцию в 109 стран мира. Причем это высокотехнологичные изделия: приставки для цифрового телевидения, счетчики электроэнергии, энергосберегающие светильники, светодиодные лампы и проч. Для выхода на рынки ЕС компания специально сделал ряд брендов, которые успешно реализует за пределами Украины.

«Я считаю, что рынок ЕС открыт для украинских предприятий. Среди факторов, которые влияют на успешность выхода на новые рынки, я бы отметил мотивацию, желание сделать такой шаг, доступ к информации и наличие надежных партнеров», – отметил предприниматель.

Среди сельскохозяйственных производителей также есть многочисленные примеры выхода на рынки ЕС. Как правило, это зерновые, соки, в меньшей степени иные виды сельскохозяйственной продукции.

Динамика экспорта товаров в сравнении 1 кв. 2015 г. и 1 кв. 2016 г.

Динамика экспорта товаров в сравнении 1 кв. 2015 г. и 1 кв. 2016 г.

Стоит отметить, что выход на рынки ЕС приводит к тому, что украинское предприятие вынуждено модернизировать производство, применять новейшие технологии и соблюдать самые высокие и жесткие стандарты качества. Так, производитель сока из Черновицкой области ГАЛС ЛТД подчеркивает, что в результате модернизации производства количество сотрудников уменьшилось на 20%, а в целом в процессе сертификации компанию покинуло около половины персонала. Места некоторых из них заняли более опытные и квалифицированные сотрудники. Но благодаря оптимизации кадрового состава и автоматизации производства работникам предприятия повысили зарплату.

О том, где искать информацию и партнеров мы уже писали выше. Что касается мотивации, то это уже прерогатива каждого предприятия в отдельности. Разумеется, что выход малого предприятия или небольшого фермера на рынки ЕС вряд ли возможны, хотя есть и такие примеры, но кооперация и точечный выход на рынки сбыта близлежащих стран-членов ЕС вполне реальная задача, даже для производителя с невысоким объемом производства.

Среди конкретных рекомендаций экспертов по интернационализации бизнеса, которые прозвучали в Одессе, следует отметить следующие:

  • Изучение рынков и преодоление недостатка коммуникации (касается всех участников рынка);
  • Точное определение вида экспорта (прямой, непрямой, по средствам торговых агентов, посреднических фирм, дистрибьютора и т.д.);
  • Кооперация и выход на локальные рынки, и небольшие торговые сети отдельных стран-членов ЕС (касается в большей степени сельскохозяйственных производителей).

Таким образом, украинским предпринимателям необходимо пройти большой путь, для того, чтобы успешно выйти на рынки ЕС. На этом пути важна синергия и кооперация, что обеспечит доступ на рынки малым и средним предприятиям. Повышение конкуренции и необходимая сертификация повысит качество производимой продукции, что, в конечном счете, оставит в выигрыше конечного потребителя, как за пределами Украины, так и в самой Украине.