Перспективы социального предпринимательства в Украине

О социальном предпринимательстве говорят во всем мире. В условиях изменения структуры потребления и развития общества, которое вызвано объективными факторами исчерпаемости ресурсов, переход к новым формам ведения бизнеса с фокусом на решение различных социальных вопросов видится необходимым, но в то же самое время долгим и сложным процессом.

 

Социальное предпринимательство: истоки и перспективы

Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, которая каким-то образом решает социальные проблемы и характеризуется такими признаками, как социальное воздействие (решение определенной проблемы в обществе), финансовая устойчивость (предприятие способно продолжать деятельность за счет собственных доходов), предпринимательский подход.


В Украине социальное предпринимательство находится в зачаточном состоянии, однако, несмотря на это уже есть успешные примеры социального предпринимательства. Для того, чтобы восполнить пробелы в теоретическом плане и дать украинским социальным предпринимателям необходимую для успешной работы практическую базу, в Одессе 5-6 сентября в Impact Hub Odessa состоялся третий Social Camp Ukraine в фокусе которого оказались вопросы, связанные с социальным предпринимательством.

 



«Особенностью Social Camp Ukraine в этом году является то, что мы выбрали тему социального предпринимательства. Тема, которая мало знакома тем, кто поверхностно интересуется этими вопросами. Но многие люди, которые в «теме» понимают, что социальное предпринимательство это новый тренд, который набирает силу, и хотя он ещё достаточно слаб в Украине он становится сильнее. В презентации Эмануэля Мусы, итальянского социального предпринимателя и соучредителя Babele, мы увидели, как стремительно меняется мир в приложении к бизнес-моделям, к логике развития бизнеса за последнее столетие. Он рельефно показал, что мир постепенно идет к социальному предпринимательству», – отметил в своем комментарии один из организаторов Social Camp Ukraine Александр Доброер.

 

Украинские проекты социального предпринимательства: case-study для успеха

В настоящее время в Украине существует ряд проектов, которые призваны решать социальные проблемы. Такими проектами можно назвать киевский благотворительный магазин «Ласка», организованный Анной Грищенко и Анной Уваровой, львовскую социальную пекарню «Горіховий дім», основанную Юрием Лопатинским и другие проекты.

 



Одной из самых важных проблем, которая стоит перед социальными предпринимателями, теми, кто только хочет заниматься решением социальных проблем по средствам бизнеса и инвесторами – их неосведомленность друг о друге и сложности коммуникации. В связи с этим на Social Camp Ukraine был сделан акцент на двустороннем процессе поиска качественных проектов социального предпринимательства и инвесторов, готовых их поддержать.

 



«С одной стороны нам нужно подготовить проекты для того, чтобы показать их бизнесу, а с другой стороны найти инвесторов, которые выслушают презентации проектов», – отметил программный директор Impact Hub Odessa Александр Славский.


В качестве стимула для разработчиков проектов социального предпринимательства был создан специальный фонд, который составил 35 000 грн, а для реализации процесса привлечения инвесторов под уже готовые проекты в рамках Social Camp Ukraine был проведен Impact Investment Forum с фокусом на проекты социального предпринимательства и бизнес-проекты, направленные на решение социальных и городских проблем.

 


«На форуме были представлены лучшие проекты из числа тех, кто прошел интенсивный практический курс для социальных предпринимателей Impact Lab либо принял участие в Хакатоне IT-решений. Из 13 «студентов» Impact Lab 8 проектов получили возможность выступить перед инвесторами. К ним присоединился еще один лучший проект по результатам Хакатона», – сообщают организаторы форума.


В результате форума выявили четырех победителей. Четвертое место занял проект SMP Challenge (программа подготовки молодых специалистов в реальных рыночных условиях). На третьем месте оказались ребята из BoostLab. Они получили грант в размере пяти тысяч грн. Первое место разделили два проекта «Украина без мусора» и FAST, каждый из которых выиграли грант в 15 000 грн. Кроме того, все проекты-победители получили подарки от инвесторов.

Таким образом, у нескольких проектов социального предпринимательства появился реальный шанс начать реализовывать свою инициативу и добиваться успеха в Украине.

 

От общего к частному: успешные инициативы социального предпринимательства в Украине

В рамках Social Camp Ukraine состоялась презентация около 20 различных проектов, которые могут или уже получили поддержку со стороны предпринимателей и инвесторов. Так как одесские примеры социального предпринимательства весьма немногочисленны, то стоит обратиться к уже зарекомендовавшим себя проектам, которые успешно реализуются в других городах Украины.


Проект благотворительного магазина «Благо» уже на протяжении нескольких лет успешно реализуется в Киеве. В самом начале это была инициатива трех человек, а сейчас это превратилось в масштабный проект, который помогает людям и дает рабочие места.


По своему типу такие магазины, где люди могут купить качественные вещи по относительно невысокой цене, которые туда принесли другие люди, впервые появились в Великобритании. В Киеве подобный магазин был основан три года тому назад.

 



«Сейчас это не только магазин «Ласка», но и социальная платформа для мастер-классов, показов фильмов, это и пункт приема и передачи вещей, это и украинская дизайнерская одежда», – говорит одна из основателей магазина Анна Уварова.


Схема работы данного проекта весьма проста: есть люди, которые могут принести ненужные вещи, они в магазине сортируются и 80% передается нуждающимся через благотворительные фонды, остальное реализуется в магазине и часть прибыли идет на благотворительность. Проект возник благодаря трем грантам на общую сумму в 17 000 грн. Самым сложным, по словам спикеров, было найти помещение, которое бы удовлетворяло требованиям магазина, склада и образовательного пространства.

 


Ещё одним проектом, который представили на Social Camp Ukraine, стала инициатива «Про.Світ», которая реализуется во Львове и Львовской области. Ряд тренингов и курсов в рамках инициативы призван дать новые профессиональные навыки и знания учителям средних школ, с целью, чтобы поменять их мировоззрение и отношение к самому процессу преподавания в школе. Также в рамках этого проекта проводятся открытые уроки по технологии «blending learning» (смешанное обучение). По словам координаторов проекта Надежды Михалевич и Дзвинки Завалий уже более 20 учителей прошли подобные курсы, а в одной из школ Львовской области подобная инициатива вызвала большой интерес у администрации, и будет внедряться собственными силами.

 

 

Подводя итоги, стоит отметить тот факт, что в Украине существует интерес к социальному предпринимательству, также позитивным моментом является то, что предприниматели готовы сотрудничать с проектами социального характера, а инновационные пространства наподобие Impact Hub Odessa уделять этому аспекту деятельности внимание и ресурсы. Очевидно, что далеко не все проекты социального предпринимательства будут воплощены в жизнь, но само их появление уже сигнализирует, что в обществе есть понимание необходимости изменения существующей картины миры в сторону уменьшения потребления, усовершенствования социальных связей решения проблем общества (социальных проблем) путем бизнес-моделей, которые выходят на самоокупаемость и помимо достижения главной цели – помощи нуждающимся, являются и средством для занятости и самозанятости людей.

Станислав Кинка