Украинским парламентариям необходимо основательно потрудиться в этом году, чтобы выполнить программу-минимум по адаптации законодательства в рамках политики евроинтеграции. Среди сфер, где успех в адаптации законодательства к нормам ЕС не очень велик можно назвать следующие категории: транспорт и инфраструктура.
Время есть… до ноября 2019 года
Гармонизация законодательства Украины в рамках Договора об Ассоциации с ЕС максимально подробна описана в самом тексте договора. Что касается транспорта, то основные меры, которые должны быть приняты украинской стороной заключены в Ст. 367-370 Договора об Ассоциации и в дополнении №32 к главе «Транспорт» Раздела V «Экономическое и отраслевое сотрудничество».
«Сотрудничество между Сторонами служит целям реструктуризации и обновлению транспортного сектора Украины и постепенной гармонизации действующих стандартов и политики с существующими в ЕС, в частности путем внедрения мероприятий, изложенных в Приложении XXXII к настоящему Соглашению, без ущерба для обязательств, вытекающих из отдельных транспортных соглашений, заключенных между Сторонами. Реализация указанных мер не противоречит правам и обязанностям Сторон в соответствии с международными соглашениями, участниками которых они являются, или участия Сторон в международных организациях», – прямо идется в Ст. 368 Договора об Ассоциации.
Важно отметить, что необходимая гармонизация законодательства должна быть завершена в определённые сроки, как правило это от трех до пяти лет. Для украинской стороны отсчет идет с ноября 2014 года, соответственно большинство норм должно быть имплементированное до конца ноября 2019 года, а некоторые и ранее.
Как подчеркивает Оксана Рейтер, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины, в своем комментарии, невыполнение этих норм не несет непосредственных санкций в отношении Украины, однако их непринятие явно усложнит возможности развития транспортных и торговых отношений между Украиной и ЕС.
Новые условия для водителей грузового транспорта с 2018 года
Эксперты ОО «Український центр європейської політики», Любовь Акуленко и Светлана Майструк, уверены, что одной из сфер, где евроинтеграция идет медленно является транспорт, в частности, автомобильный.
«Одной из самых «тормозящих» сфер, обязательства по которым уже должна была выполнить Украина остается транспорт. Со сложностями из-за невыполнения этих норм украинские грузоперевозчики могут столкнуться уже с нового года. Значительная часть водителей потеряет возможность получить многократные разрешения на международные грузовые перевозки, которые распределялись в соответствии с квотами ЕКМТ (Европейской конференции министров транспорта)», – подчеркивают авторы в статье для «Европейской правды».
Уже в этом году закончится действие трехлетнего моратория на изменение базовых квот для стран-участниц и условий выполнения перевозок по многократными разрешениями ЕКМТ. С 1 января 2018 будет введен новый механизм распределения базовых квот среди стран-участниц ЕКМТ.
Для того чтобы сохранить хотя бы базовую квоту на использование разрешений ЕКМТ в 2018 году, Украина должна имплементировать включенную в Хартию качества и Соглашение об ассоциации Директиву 2003/59 / ЕС о начальной квалификации и периодическую подготовку водителей. Требования Хартии качества по подготовке водителей устанавливают, что водитель международной грузовой перевозки по разрешению ЕКМТ должен получить обязательную начальную подготовку и проходить периодическую переподготовку.
Все это подтверждается выдачей Сертификата профессиональной компетентности, который должен иметь каждый водитель, занятый в таких перевозках, и проставлением соответствующего кода в водительское удостоверение или в квалификационную карточку водителя.
Часть норм, которые необходимо имплементировать закреплена в законопроекте №4683 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере автомобильного транспорта с целью приведения их в соответствие с актами Европейского Союза». В настоящее время не принят и возвращен на доработку инициатору.
Так или иначе, но до 2018 года все заинтересованные министерства и ведомства должны пройти путь подготовки, согласования и принятия необходимых законодательных актов.
Два года на закон
Эксперты подчеркивают, что законодательные изменения в сфере транспорта и инфраструктуры критичны для успешной имплементации Договора об Ассоциации между ЕС и Украиной. В первую очередь это касается наращивания торговых отношений, объемов перевезенных грузов. Не имеет смысла «выбивать» дополнительные квоты, если продукцию невозможно доставить заказчику.
«Ещё до конца 2016 года Украина должна адаптировать три директивы в сфере автомобильного транспорта и перевозки опасных грузов, что дало бы возможность приблизить нормы и стандарты функционирования автомобильного транспорта в стране к европейским стандартам, ускорить процесс интеграции национальной транспортной системы в транспортной системы ЕС. Это Директива Совета 92/6 / ЕЭС по установке и эксплуатации устройств ограничения; Директива 2009/40 / ЕС о проверки пригодности к эксплуатации автомобилей; Директива 2008/68 / ЕС о перевозке опасных грузов», – подчеркивают авторы.
Однако вместо этого проект закон №4644 о перевозке опасных грузов, который учитывал положения Директивы 2008/68 / ЕС, не был принят парламентом, нормы по техосмотру и устройствам ограничения скорости и тахографам были прописаны в законопроекте №4683, который сейчас отозван.
Одним из важнейших является и законопроект, который будет регулировать судоходство по рекам Украины. В условиях потенциального увеличения экспорта зерновых, роль рек будет увеличиваться, также, как и загруженность речной инфраструктуры. Без кардинальных перемен в этой сфере не обойтись.
В настоящее время на рассмотрении парламента находится законопроект «О внутреннем водном транспорте».
«Проектом акта определены источники финансирования расходов на содержание, ремонт и реконструкцию судоходных гидротехнических сооружений за счет владельца (владельцев) гидроэлектростанций Днепровского каскада; предусмотрено освобождение судов от платы за шлюзование; определены условия освобождения от уплаты в морских портах портовых сборов для судов, осуществляющих перевозки внутренним водным транспортом; определены источники компенсации инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты инфраструктуры речных водных путей предусмотрено освобождение от уплаты за подъема ферм мостов внедрение автоматического учета речных перевозок. Именно такая модель содержание внутренних водных путей введена в странах ЕС», – идется в пояснительной записке к законопроекту.
Согласно проекту закона, предусматривается создание юридического лица государственной формы собственности – предприятия по обслуживанию речных водных путей, на которое возложено обеспечения функционирования речных водных путей, содержание и использования объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта государственной формы собственности, речной информационной службы за счет речного сбора, государственного бюджета Украины, канального сбора.
Этот законопроект частично согласуется с XXXII дополнением к Договору об Ассоциации (но учитывает далеко не все необходимые аспекты, как подчеркивают эксперты), но его принятие и реализация даст возможность урегулировать на законодательном уровне правоотношения в области судоходства на внутренних водных путях Украины.
В частности законопроект регулирует деятельность внутреннего водного транспорта, использования внутренних водных путей и их береговых полос для судоходства, отношения, связанные с использованием речных и судов смешанного плавания во время их плавания речных водными путями, правовой режим объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта, деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирования, управления, государственный надзор и контроль за безопасностью судоходства, предприятия по обслуживанию речных водных путей, владельцев портовой инфраструктуры и терминалов, судовладельцев и других субъектов хозяйствования внутреннего водного транспорта, потребителей их услуг (работ).
Несмотря на важность и актуальность принятия подобного закона, он на протяжении двух лет (!) находится на рассмотрении в комитетах Верховной Рады и доработке.
Таким образом, учитывая все вышеперечисленное можно сказать, что Украина пока не может похвастаться большими достижениями в адаптации законодательства в сферах транспорта и речной инфраструктуры к европейским нормам.
«Несмотря на то, что значительная часть работы сделана, есть качественные законопроекты, однако нет политической воли на их принятие. Если этой осенью Верховная Рада снова не справится со своей работой, Украина только увеличит свое отставание от экономик стран ЕС», – уверены Любовь Акуленко и Светлана Майструк.
Однако, помимо подготовленных законопроектов есть разделы, связанные с гармонизацией законодательства в сфере трудоустройства и имплементации норм МОТ, например Конвенция о Труде в морском судоходстве (2006), которая до сих пор не ратифицирована Украиной (и Болгария, и Румыния, и даже Российская Федерация, эту конвенцию уже ратифицировали, не говоря уже о подавляющем большинстве стран-членов ЕС). И здесь работы ещё больше, а времени на то, чтобы принять, имплементировать и начать применять соответствующие нормативные акты все меньше и меньше.
Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу. Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю сайту і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.